«Спорт» продолжает серию интервью, посвященных недавно завершившемуся чемпионату России, ознаменовавшемуся чемпионством «Зенита». Очередным героем рубрики стал Анатолий Бышовец — заслуженный тренер СССР, а также наставник отечественных национальных сборных, с которыми добился успехов.
«Зенит» заслуживал большего в Лиге чемпионов
— Еще до начала сезона я объективно оценивал уровень команды, потенциал игроков и все сравнительные характеристики были в пользу «Зенита», — уверен Анатолий Федорович. — Может, я ошибся в оценке тех команд, которые не сумели стабильно пройти весь чемпионат, но, что касается перспектив «Зенита», я не ошибся. У команды достаточно большие возможности, связанные с более высоким уровнем исполнителей на фоне всего чемпионата. У команды был только один соперник — они сами.
— Конкуренты были настолько слабы?
— Проигранные зенитовцами матчи в конце сезона связаны с тем, что соперники не сумели начать чемпионат в оптимальном состоянии, а команда Спаллетти оказалась не таким уж безоговорочным лидером. Главное для «Зенита» в межсезонье — сделать правильные выводы после поражений от «Осера», «Спартака» и ЦСКА. Я больше чем убежден, что питерцы имели все шансы не проигрывать французам в Лиге чемпионов.
— В связи с этим могли бы поставить команде твердую пятерку за сезон?
— Можно поставить только лишь с одной оговоркой: они заслуживали гораздо большего в главном еврокубковом турнире. Вот здесь «Зениту» не хватило реализации своего преимущества как в классе, так и в готовности превзойти своего соперника, уступающего по всем параметрам.
— Проигрыш «Осеру» — единичный случай разбазаривания преимущества?
— Сезон показал, что во многих матчах зенитовцы, владея инициативой и преимуществом, не могли до конца его реализовать.
Данни — лидер команды
— Кого персонально вы можете отметить по чемпионскому сезону?
— Прежде всего я бы выделил Данни. У меня сложилось впечатление, что он был лидером по игре, а также влиял не только на качество игры, но и на итоговый результат. А это характеристика футболиста, которая в современном футболе встречается не так часто. К счастью, у «Зенита» такой футболист есть. Данни свои лучшие матчи провел на таком уровне, что его можно однозначно признать лидером команды. В Питере подобралась такая команда, где игроки составляют костяк национальной сборной России.
— Кто-то еще сумел проявить себя наиболее ярко?
— Это и Александр Анюков, Александр Кержаков, Роман Широков. Они на протяжении достаточно длительного отрезка показали действительно качественную игру. Их действия позволили команде добиться главного — «Зенит» имел ощутимое преимущество уже к середине чемпионата.
— Как вы оцениваете сезон для Игоря Денисова, у которого в концовке сезона возник конфликт с наставником «Спартака» Валерием Карпиным?
— В той ситуации не было какого-то криминала, просто проявление эмоций. К этому надо быть готовым. Я бы поступок Игоря отнес именно к излишним эмоциям, а не к проблеме отсутствия уважения или общей культуры.
— Отметился ли кто-то из зенитовцев со знаком минус?
— В целом игроки «Зенита» проявили себя на хорошем уровне. У меня нет претензий к конкретным игрокам, и в этом смысле получилось, что Спаллетти сумел продолжить работу, которая была сделана до него. Перспективы очень хорошие, даже радужные.
— Какое-то усиление команде требуется?
— Мне кажется, стоит продублировать некоторые позиции. Это будет кстати, потому что команда испытывала определенные проблемы с распределением нагрузок в некоторых матчах.
— Как оцените работу Лучано Спаллетти?
— Он сумел найти пути к усилению игры «Зенита» за счет игровой дисциплины, за счет приглашения отдельных футболистов во все линии команды. Появление Луковича, Семака и Бухарова сделало команду более универсальной — Спаллетти имел возможность варьировать не только состав, но и тактику на матч. В итоге это было сделано на все сто процентов. Вот только упомянутые выше поражения создали впечатление, что в Питере еще есть над чем работать.
В крови Спаллетти много солнца
— В весеннюю стадию Лиги Европы вышло четыре команды. Какими видите их перспективы?
— Стоит начать с того, что Лига чемпионов и Лига Европы — соревнования разных уровней. Это касается и престижности, и уровня команд. В итоге иногда получается так, что для европейских клубов выступление во внутренних чемпионатах становится важнее, нежели участие в еврокубках. В связи с этим они часто выставляют не основные, а дублирующие составы. Во многом из-за этого Лига Европы покорялась клубам бывшей СССР трижды (ЦСКА, «Зенит» и «Шахтер». — «Спорт») Шансы «Зенита» и ЦСКА несколько выше, чем у «Спартака» и «Рубина», тем более что армейцы достаточно хорошо усилились в межсезонье.
— Хотелось бы поднять тему болельщиков, в связи с проведением в России чемпионата мира через восемь лет. После «золотого» для «Зенита» матча болельщики устроили беспорядки в центре Питера, а в ночь со среды на четверг фанаты московского «Спартака» чуть не сорвали матч Лиги чемпионов в Словакии. Не думаете, что что-то подобное может произойти в 2018 году?
— Самое главное, что их поведение уже никаким образом не скажется на получении мундиаля (смеется). Ну а вообще, я бы разделил «болельщиков» и «фанатов». Первые приходят на футбол, чтобы получить удовольствие от качества игры. А вот фанатам нужно другое, но это все-таки управляемые люди. На нас, тренерах и футболистах, лежит большая ответственность за будущее российского футбола, потому что весь тот негатив, который связан с беспорядками и драками, отталкивает достаточно большое количество болельщиков. Нужно говорить о вопросах безопасности, потому что многие хотят приходить на стадионы целыми семьями, в том числе и с детьми. Нужны какие-то кардинальные меры, чтобы молодые ребята от 14 до 18 лет не попадали в подобные компании.
— Лучано Спаллетти вместе со своим штабом после финального свистка в «золотом» матче оголились по пояс. А вы бы на подобный шаг решились в случае возможного чемпионства?
— Нет, я бы на такое не пошел. Я уже несколько раз становился чемпионом, в том числе и как игрок. Это все-таки был эмоциональный поступок, а я свои эмоции стараюсь держать под контролем. Ну а для итальянца подобный поступок понятен, потому что в его крови, по всей видимости, слишком много солнца.