Олимпийский чемпион в составе сборной СССР, 76-летний Алжан Жармухамедов посетил Кубок Кондрашина и Белова-2021 в Санкт-Петербурге и принял участие в награждении победителей турнира. В финальной игре за трофей хозяин паркета, петербургский «Зенит» неожиданно крупно разгромил могучий ЦСКА - 100:73.
Разгром удивителен, а вот сама победа - отнюдь. ЦСКА только раскачивается перед долгим сезоном, тогда как главный тренер «Зенита» Хави Паскуаль блестяще умеет мобилизовать команду после отпусков и долго удержать в отличных кондициях. Петербургу он показал это в прошлом году, когда зенитовцы шли в лидерах Евролиги первую половину сезона.
Кроме того, Кубок Кондрашина и Белова проходил в «Юбилейном», а это поразительно фартовый стадион для «Зенита» в играх с армейцами. Впору специально арендовать его на серии плей-офф с ЦСКА на любых условиях. Как будто арена, даже после реконструкции, помнит ауру Владимира Кондрашина, Александра Белова и других питерских/ленинградских звезд.Алжан Жармухамедов в беседе с корреспондентом «Спорта День за Днем» вспомнил, как Белов и команда изменили мировой баскетбол и посетовал, что нынешние российские игроки совсем другие.
– Я очень рад, что этот петербургский турнир возродили, – заявил Алжан Жармухамедов, – Такие люди, как Кондрашин и Белов создавали историю. Они заслуживают, чтобы в их честь играли сильные команды. Благодаря им произошел толчок в мировом баскетболе! После того, как сборная СССР выиграла Олимпиаду-1972 и прервала череду побед американцев, в США изменили отношение к Олимпийским играм. Туда начали отправлять профессионалньых игроков, и это дало толчок к развитию всего мирового баскетбола.
– Даже сейчас, в Токио-2020 (21) мы видели суперзвезд НБА во главе с любителем Олимпиад Кевином Дюрантом. Хотя они могли побояться приехать из-за пандемии и связанных с ней проблем.
– Да, хотя сейчас у американцев уже нет такого подавляющего преимущества над остальным миром, как было в середине 20 века. Теперь они вынуждены посылать своих сильнейших игроков, чтобы побеждать.
– Однако вы, должно быть, больше переживаете за российские команды?
– Меня волнуют российские игроки, поэтому на Кубке Кондрашина и Белова я особенно следил за «Нижним Новгородом», который опирается на российских баскетболистов. Следил за ними и в прошлом сезоне Единой лиги ВТБ.
Некоторые вещи мне не понятны. Может быть, я игрок старой формации... Но вот, допустим, молодой Александр Шашков, мощный центровой. Рост 210-212 см. А он не оказывает под щитом давления, которое нужно оказывать! Разве это та игра, которая требуется от «большого»?
– В «Нижнем Новгороде» молодым россиянам дают игровое время, но результаты все равно не радуют.
– Трудно сказать. Нужно знать человека, его характер. Есть ли у человека бойцовские качества, есть ли желание расти... Меня возмущает, когда игрок садится на лавочку и сидит довольный, считает деньги. А ведь ты же мог бы заработать гораздо больше тех же денег, если бы пробивался в основу! Нужно работать, нужно бороться.
Век спортсмена короток. А наши игроки в 20 лет - подающие надежды, в 25 - тоже подающие надежды, и в 27 подают надежды, а потом сразу ветераны, карьеру завершают.
– Не только в баскетболе много таких примеров, но и в футболе.
– Вообще, во всех игровых видах спорта у нас такая ситуация. Хорошо, что есть такие виды, как художественная гимнастика и синхронное плавание, где наши тренеры эффективно работают. А в игровых везде примерно одно и то же. Даже взять волейбол: в Токио взяли серебро, но в Лондоне-2012 было золото! Тоже хуже результат. Но, конечно, в баскетболе и водном поло, в мужском гандболе все гораздо хуже.
А про футбол я вообще молчу. «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Возмущает повышенное внимание к футболу при отсутствии серьезной отдачи. Нужно поддерживать игровые виды спорта, где есть результат, потому что игровой вид - наиболее массовый, это показатель здоровья нации.
– В Токио у футбольной и классической баскетбольной сборной получился одинаковый результат: они туда просто не попали...
– Я следил за отбором, и читал новости: один игрок отказался выступать за сборную, другой, третий. В итоге девять сильных, по нашим меркам, баскетболистов отказались играть в матчах олимпийской квалификации. Этого я не понимаю.
Страна дала тебе возможность заработать приличные деньги. Почему же ты не можешь отплатить ей? За сборную Аргентины играл 41-летний Луис Скола, уже с сединой. Испанцу Пау Газолю за 40 лет, а он играет на высшем уровне.
(Сборная России перед решающими матчами олимпийской квалификации в Токио действительно не досчиталась девяти (!) известных баскетболистов. Сергей Карасев, Андрей Воронцевич, Дмитрий Хвостов и Джоэль Боломбой были травмированы. Дмитрия Кулагина не допустили врачи после долгого игрового простоя. У Никиты Курбанова обнаружили коронавирус. Андрей Зубков сослался на усталость после долгого сезона. А Алексей Швед и Виталий Фридзон просто завершили карьеры в сборной, хотя Фридзону 35 лет, а Шведу всего 32 года - «Спорт День за Днем»)
– Многие наши баскетболисты жалуются на травмы... Не хватает здоровья или все-таки характера?
– Мне кажется, воспитания не хватает. Нужно воспитывать патриотизм. И не на примере иностранцев, а на примере таких наших людей, как Владимир Кондрашин, как олимпийские чемпионы.
К сожалению, сейчас российская тренерская школа почти погибла. В сборную Базаревичу помощников не набрать! Взяли Сергея Быкова: хороший парень, отличный игрок, но ведь совсем без тренерского опыта. И сразу в сборную. А при современном баскетболе, при огромных скоростях один тренер ничего не сделает.
Я всегда привожу в пример тренеров из бывшей Югославии: сербов, словенцев и прочих. Когда они берут тайм-аут, там не один человек говорит, там четыре-пять тренеров вскакивают и начинают быстро проговаривать. У каждого свое видение, свои наблюдения по игре. Один не увидел ошибку, другой увидел.
И вот результат: у них совсем мало людей в странах, а сколько отличных игроков по всему миру. Какая психология у их молодого поколения: Лука Дончич в 19 лет становится лидером в НБА. Нам нужны новые детские тренеры с современными методиками и хорошей зарплатой, чтобы не приходилось бегать искать подработки, – сказал Жармухамедов.