Конькобежный спорт — самая медалеемкая дисциплина программы зимних Игр. На что из четырнадцати комплектов наград может рассчитывать наша сборная, рассказал вице-президент Союза конькобежцев России и олимпийский чемпион Евгений Куликов.
— Вы уезжаете в Ванкувер. За впечатлениями, за победами, или еще за чем-то?
— За победами! Наш советский, затем российский характер другого не принимает. Конечно, и второе, и третье места — это тоже очень хорошо, даже здорово, но нам нужно только первое.
— И каковы реальные перспективы?
— Прогноз — дело опасное. Настрой отнюдь не пессимистический. Мне кажется, нас зачастую выручают особенности нашего характера, ну и, конечно, везение и удача.
— А что вы назвали бы неудачей?
— Любой результат сборной ниже третьего места.
— Сборная представлена сильнейшим составом? Может быть, стоило подключить молодежь?
— Международная федерация устанавливает рейтинговую систему, олимпийский норматив. Раньше было иначе — мы могли включить молодого спортсмена, даже не выполнившего норматив, в команду, пусть даже и запасным. Ну да, молодежь до лидеров не дотягивала, но мы включали. Давался шанс резко взлететь. Сейчас действует чисто спортивный принцип.
— Кто наши основные конкуренты?
— Как всегда, голландцы, норвежцы, японцы, китайцы. Канадцы, конечно же. Еще итальянцы. Сейчас лидирующая группа очень плотна, и от любого можно ожидать победы.
— Существует ли проблема допинга в российских коньках?
— Мысль моя немного банальна, но тем не менее: все хотят быть первыми, правильно? Естественно, на этом пути много подводных камней. Провокация может быть любой, и не только в виде допинга.
— В России сейчас строятся новые катки, создаются условия для развития, а вот результаты пока как-то не слишком радуют. Почему так получается?
— Идет смена поколений. У нас много ветеранов, деже не в возрастном плане, а в плане соревновательного опыта. А смена пока чуть-чуть сыровата. А вот в 2014 году, я верю, наша молодежь выстрелит.
— Можете уже сейчас кого-нибудь назвать из тех, кто будет бороться за золото в Сочи?
— Сразу в голову приходит прекрасная девочка из Челябинска Ольга Фаткулина. Я считаю, это чемпион-2014! Вот бы еще буквально парочку таких звездочек, и они подтянут за собой других молодых спортсменов — это я по себе знаю. (Ольга Фаткулина включена в состав олимпийской сборной, отправившейся в Ванкувер. — «Спорт».)
— Иван Скобрев, один из лидеров российской сборной, тренируется за рубежом и у зарубежного тренера. И многие не без оснований связывают его прогресс именно с этим его решением...
— Это решение Скобрева. Современный тренер должен знать все конькобежные школы — и китайскую, и советскую, и канадскую, и итальянскую, учитывать достижения всех этих систем подготовки. Олимпиада покажет, как пробежит Скобрев. На Европе — да, кажется, что он прогрессирует, но ведь это было месяц назад, и дай бог, чтобы это было и сейчас, чтобы он взял даже не просто медаль, а золото на «десяточке» или на «пятерочке». На первый взгляд итальянские тренировки были ему полезны.
— Какова роль тренера непосредственно во время соревнований?
— Роль тренера очень велика. Он тебя ведет, ты его чувствуешь везде. Даже говорить иногда ничего не нужно. Мне, например, было достаточно присутствия тренера на «бирже», чтобы понять: все в порядке, либо наоборот: что-то я не так делаю. Поэтому не верьте тем, кто говорит «я сам буду готовиться».
— Вы стояли у истоков шорт-трека в России. Какова там ситуация?
— Плохо там дело. Федерация шорт-трека России упустила шанс выйти на новый уровень. Причины будем анализировать. А ведь мы были чемпионами Европы. Начало было хорошее, это да. А вот потом где-то что-то не туда пошло. Отношение чиновников к этому виду спорта никакое. Отсюда и результат. Нет финансирования, нет даже идеи создавать материальную базу. А потом приезжаем на Олимпиаду... А корейцы только за счет шорт-трека нас обыгрывают. Они вот приедут на соревнования, возьмут восемь золотых медалей в шорт-треке и два золота в коньках — и все! В этом заключается их стратегия. А мы закроем всю линейку видов спорта, а завоюем пять медалей.