Олимпийская чемпионка Светлана Журова рассказывала о своей карьере многократно, а вот о том, каких мужчин она считает глупыми, что может поссорить ее с людьми и как помочь одиноким женщинам, впервые…
Если нет детей — это трагедия
— Вы много общаетесь с разными людьми и со всеми непременно вежливы. Вы вообще когда-нибудь с кем-нибудь ссоритесь?
— Я никогда не ссорюсь ни с кем. Если меня кто-то захотел обидеть, поссоримся, конечно. Жду, когда человек поймет, что не прав, и попросит прощения. Если не попросит, значит, так и должно быть.
— О вас часто говорят, что вы сильная женщина. А что для вас означает это словосочетание — «сильная женщина»?
— Сильная женщина — это та, что может делать карьеру, быть в семье и растить детей, успевает выполнять много всяких дел. Еще надо острые углы обойти. Большинство россиянок сильные. На их плечах очень серьезная миссия — служение мужчине. Женщина всегда думает о детях, мы так воспитаны. Есть исключения, конечно. Мужчина должен быть сильнее, если рядом с ним сильная женщина.
— Каждой женщине нужна семья или это стереотип?
— Думаю, каждой. Сейчас изменилось понятие семьи. Для меня это не только ты с мужем, дети, но и родители его и твои, когда все вместе могут жить и чувствовать себя комфортно. Это такое идеальное понятие патриархальной семьи, все члены которой всегда друг другу помогают и в беде, и в радости, независимо ни от чего. Для женщины семья — это когда есть дети. Если нет детей — это трагедия. Кто-то говорит, что хочет быть свободной в отношениях и от детей. Я думаю, это против природы, даже если женщина делает карьеру. Она должна быть матерью. Некоторым не везет с супругом, и так получается, что она останется одна, но дети должны быть. Так нас создал Бог.
Любовь — это когда люди делают глупости
— Любовь для счастливого брака нужна или сейчас материальная сторона вопроса на первом месте?
— Понятие любви очень непростое. Расскажу случай. Девочка лет двадцати плакала, рассказывая, что три года встречается с другом. Говорила, что обманывает его, перестала любить. Спрашиваю, в чем это выражается. Отвечает: мол, не вздыхаю от звонков и эсэмэски не посылаю. Задаю следующий вопрос: но ты хочешь быть с ним, уважаешь его? Она кивает. К чему это я? У любви есть некоторая трансформация, переход в глубокое уважение. Если пара строила отношения исключительно на страсти, то такие браки часто распадаются. Людей ничто не держит. Страсть прошла, появилась к кому-то другому. Это катастрофа! Начало конца. Когда есть настоящая любовь, люди понимают, что у них дружба, уважение, уступки, и это на протяжении всей жизни. Вот тогда это любовь! Причем это должно быть обоюдно. Любовь — это когда люди ошибаются, делают глупости. Без этого — голый расчет. Все понимают, что любви без ошибок не бывает.
— У вас дружная семья?
— Да. Мне повезло, сестра и мама живут со мной. Помогают с детьми. Они абсолютная моя копия. Дети мои растут с близкими, которые могут дать любовь. У меня в семье так принято было. Меня воспитывали бабушки и дедушки. Теперь моя мама, не воспитывая меня, воспитывает моих детей. Это традиция нашей семьи испокон веков, по женской линии.
— Как вы думаете, какая разница в возрасте между детьми оптимальна?
— Это Божий промысел, но каждая семья понимает это по-своему. Идеальных советов быть не может. Правильнее — лет пять-шесть, чтобы один пошел в школу, а другой в садик. Так женщины в основном и подгадывают в идеале… Разница такая более приемлема даже из-за бытовых моментов. Если есть кому сидеть, можно рожать хоть каждый год.
В Америке до конца жизни родители выплачивают кредиты
— Влияет ли уровень жизни на создание семьи?
— По сути, не должно это влиять. В больших городах нормальный уровень жизни, но рожать все-таки не хотят. Сейчас меньше думают, как прокормить детей. Больше думают, как образование хорошее дать. Во многих странах мира так не считают! Причем там тоже квартиры у детей не сразу появляются. В Америке огромные деньги стоит обучить ребенка. Родители до конца жизни кредиты выплачивают. Раньше, после войны, было непросто, но рожали много детей. Жили все вместе и дружно. Было много позитивного. Условия были нечеловеческие, но люди были счастливы.
— Сейчас за второго ребенка полагается материальная помощь…
— Эти деньги наличными не дают, их можно использовать только на обучение и на улучшение жилищных условий. Можно дом построить, не полностью, конечно. Но все-таки какое-то подспорье. На троих детей выделяется земля. Но я не думаю, что сейчас из-за денег женщины кинулись рожать.
— А ведь действительно, по статистике, рождаемость в Санкт-Петербурге сильно увеличилась.
— В городе был «беби бум», когда давали социальную карту, по ней можно было многое детям купить.
Грущу, когда остаюсь одна
— По статистике, женщины старше тридцати рожают для себя. Как помочь таким женщинам, где взять мужчин?
— Есть вариант взять ребенка из детского дома. Это очень серьезный шаг. Сделать счастливым не только себя, но и маленького человека.
— Не каждая женщина может решиться на это…
— Нельзя усыновлять ребенка для себя. Рожать детей для себя — это тоже неправильно, ребенок не игрушка.
— Как вы думаете, каких мужчин можно назвать глупыми?
— Может, сумасшедших? (Смеется.) Глупого мужчину надо еще поискать. Мужчина может быть жадным, но полностью глупым я бы ни одного мужчину не назвала. Можно в шутку назвать прямолинейного, нелояльного мужчину глупым. Не мог острый угол обойти, пошел напролом. Словно слон в посудной лавке (улыбается).
— Если бы была возможность переписать жизнь, вы хотели бы что-то сейчас изменить?
— Абсолютно ничего не хотела бы менять. Мне грех жаловаться. Когда бывает грустно, я всегда себя успокаиваю тем, что у многих людей нет таких возможностей. Мне повезло. Жизнь моя очень интересная. Всегда старалась многие вещи предугадать: мол, что я буду делать в том случае, если?.. Точно знаю, что никогда не умру от голода! (Улыбается.) У меня куча профессий!
— Вы любите побыть в одиночестве?
— Не люблю. Я грущу, когда остаюсь одна.