Нина Балдычева — 1970 года в эстафете 3x5, чемпионка мира 1974 года в эстафете 4x5 км, олимпийская чемпионка 1976 года в эстафете 4x5 км, бронзовая медалистка Олимпийских игр 1976 года в гонке на 5 км, серебряный призер Олимпиады 1980 года в эстафете 4x5 км. Она рассказала «Спорту», почему Россия уступила лидирующие позиции в зимних видах и что можно сделать для возвращения утраченного.
— Удается ли вам сейчас следить за тем, что происходит в лыжном спорте?
— Стараюсь по мере возможностей, всегда переживаю за наших спортсменов, вот только спортсмены наши, к сожалению, в последнее время упоминаются чаще в связи с допинговыми скандалами, а не победами.
— Почему же так много этих самых скандалов?
— Я вам вот что скажу. Когда я сама выступала, для нас было важнее принести славу родине, порадовать болельщиков, все свои силы подчинить интересам команды и добиться победы, особенно на крупных соревнованиях. Мы не думали о материальных благах — сам факт, что ты выступаешь за сборную, приносишь стране медали и тебя отмечают правительственными наградами, значил для каждого спортсмена очень много. Нынче же спортсмены гораздо больше думают о деньгах, в мире спорта крутятся огромные финансы, соответственно неудивительно, что используются самые разные методы для достижения результата, а отсюда и столько допинговых скандалов.
— Как обстояло дело с допинг-контролем в то время, когда вы были действующей спортсменкой?
— Проверки, конечно, были, особенно на крупных стартах, но не настолько часто, как сейчас. Учитывая, что СССР тогда был великой лыжной державой, боялись, что могут использовать разные методы против нас, а потому, когда нас вызывали на допинг-контроль, за нами ходил специально выделенный человек и следил, чтобы мы ни в коем случае ничего не пили и не ели, пока у нас не возьмут пробы. Боялись, что могут специально предложить что-то не то.
— Вы сказали о важности командных интересов. Сейчас это не так?
— Я вам приведу такой пример. В 1972 году в Саппоро я сама предложила тренерам не ставить меня на дистанцию, так как чувствовала, что не смогу пробежать так, чтобы принести сборной золото. Я думала именно о команде. Не думаю, что такое возможно сейчас — слишком большую роль играет материальный фактор в выступлениях спортсменов, чтобы добровольно отказываться от стартов.
— Если не секрет, какие были премиальные за победу на Олимпиаде в Инсбруке (1976 года. — «Спорт»)?
— Точно сумму я уже не помню, но могу сказать, что на эти деньги можно было купить «Жигули» первой модели. Конечно, это мизер по сравнению с тем, что могут себе позволить нынешние олимпийские чемпионы, но по тем временам тоже очень достойно. И, повторю, для нас очень почетно было получить государственные награды, осознавать, что мы делаем что-то весомое для страны.
— А почему все-таки мы сдали свои позиции?
— Во-первых, сейчас гораздо больше стало соблазнов у детей — компьютеры, другие развлечения. Во-вторых, в лыжах пропала массовость. Родители чаще отдают детей в другие виды, например в теннис. Кроме того, хорошее лыжное снаряжение сейчас стоит очень дорого — не все могут себе это позволить. Многое изменилось и в профессиональном спорте. Мы в свое время очень много тренировались, выполняли очень большой объем нагрузок. И что очень важно, привыкали к этому с детства — я даже в школу одно время ездила на лыжах, а это 7 километров в одну сторону. Переходя на более высокий уровень, спортсмены уже имели с детства заложенную базу, которая позволяла на высоком уровне выступать очень долго. Я сама ушла из сборной в 33 года, а могла бы выступать и дальше, но у меня рос сын, надо было больше уделять внимания его воспитанию. Сейчас же от прежней системы отказались, уделяется очень много внимания фармакологии, а заложенного в детском возрасте уровня подготовки не хватает для длительного выступления на высоком уровне.
— За счет чего же мы можем вернуть позиции?
— Нужно сделать так, чтобы дети больше могли заниматься спортом. И дело не только в рекламе и пропаганде. Нужны доступные экипировка и инвентарь. Дело должно решаться на правительственном уровне. И это касается не только лыж.
— Россия добилась права провести Олимпиаду в Сочи. Разве руководство страны не уделяет спорту достаточно внимания?
— Делается многое. Например, именно при нынешнем правительстве мы, олимпийские чемпионы прошлых лет, получили право на пожизненную пенсию. Спасибо тому же Вячеславу Фетисову, который инициировал многие положительные процессы, став министром спорта. Что касается перспектив развития спорта перед Олимпиадой в Сочи, то, конечно, строительство новых спортивных объектов очень поможет в популяризации спорта у молодежи. Но обязательно нужна и программа на уровне правительства, которая бы способствовала привлечению молодежи к занятиям спортом.