• Владимир Аликин: Кравцов знал, что в сборной работают плохие тренеры

    23.03.15 19:51

    Владимир Аликин: Кравцов знал, что в сборной работают плохие тренеры - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Бунт в биатлонной сборной! После заключительного этапа Кубка мира в Ханты-Мансийске результаты отошли на второй план. Спортсмены, провалившие сезон (Малышко, Гараничев, Лапшин) раскритиковали своего тренера Александра Касперовича. Они не хотят больше с ним работать. Имеют ли биатлонисты-неудачники право на собственное мнение? Этично ли это, «наезжать» на наставника? Об этом мы спросили олимпийского чемпиона и бывшего тренера мужской сборной Владимира Аликина, который пережил похожую ситуацию.

    Отпустить Малышко и других на самоподготовку — значит, развалить команду

    — Когда Александр Тихонов возглавлял СБР, на него писали жалобы Круглов, Черезов, Чудов, Ярошенко. Тихонов ушел, вы тогда остались тренером мужской сборной. А потом, по словам Тихонова, эти же ребята и вас «сгноили». Так все и было?
    — Видимо, сейчас Малышко и остальные вспомнили о той ситуации и решили поднять бунт. Но там все было немного по-другому. Спортсмены жаловались на меня лично исполнительному директору СБР Сергею Кущенко. Кущенко пошел им навстречу и стал сам принимать решения. Что мы в итоге получили? Я ушел. На тот момент я проработал четыре года, у Касперовича иная ситуация, он всего сезон в команде. Знаю, что ребята пытались найти контакт с тренером, а он общался с ними жестко. Возможно, это правильно, ведь они действительно должны выполнять его указания. Не нашли общего языка, ничего не выиграли — логично, что случился конфликт.

    — В провальных результатах виноват Касперович?
    — Конечно. Были допущены просчеты. До чемпионата мира команда выступала нормально. Что случилось потом? Они со среднегорья уехали тренироваться в низину. И попали в яму! Неужели Касперович этого не знает? Если нет, имеется специальная группа, которая хорошо соображает. Очевидно, что сбор был ошибочным, а работа на нем оказалась неудовлетворительной. Успехи Шипулина — личная заслуга спортсмена, тренер здесь не при делах.

    — Если все спортсмены сейчас уйдут на индивидуальную подготовку…
    — Будет плохо. Я не сторонник того, чтобы биатлонисты это делали. Есть тренер, он должен наблюдать за подопечными, следить за ними, смотреть в глаза. Когда я пришел в мужскую сборную, поставил условие: никто не должен готовиться сам. Если человек попал в сборную, он обязан работать так, как ему говорят, ведь государство тратит на него деньги! Какое право спортсмен имеет уходить на индивидуальную подготовку, а потом говорить: «Ой, извините, не получилось». У Шипулина хотя бы опыт есть… А что остальные? Отпустить Малышко и других на самоподготовку — значит, полностью развалить команду.

     

    Развели такую «бадягу»…

    — 31 марта СБР решит, как жить дальше. Поделитесь прогнозом, чего ждать?
    — Я уже четыре года не работаю там, внутренней кухни не знаю. Пусть решают, кто заменит Касперовича и тренера женской сборной Королькевича. У них есть выстроенная система, молодежная команда, юниорская… Не знаю, что из этого выйдет, развели такую «бадягу»…

    — Какую?
    — Еще после Олимпиады в Ванкувере начали терпеть, результатов ведь вообще не было. На чемпионатах мира сплошные провалы. Благодаря сочинскому золоту в эстафете прежнему руководству хоть как-то удалось отбелиться. Но что мы увидели потом, после Игр? Касперовича и Королькевича назначили на безальтернативной основе. Других даже не спрашивали. Один кандидат в мужскую команду, один — в женскую. Это нормально? Работать было бесполезно. Это случилось еще при Прохорове. Потом общественность встала на дыбы, руководителей совесть заела. Они ушли. Появился новый президент Александр Михайлович Кравцов.

    — Президент новый, проблемы старые.
    — Я говорил ему: «Михалыч, ты же понимаешь, это не те тренеры, которые должны руководить сборной!» Он сказал, что понимает, но наставники ведь уже выбраны! Протокол обратно не вернешь. Кравцов объяснил: «Вот год проработаю, а там видно будет». Год прошел. Ждем, какие решения примут 31 марта.

    Что вы мне детские пилюли суете?

    — Вы сами за прошедший год заметили улучшения?
    — В женской команде «аховое» положение. После Олимпиады можно было положиться на Виролайнен и Глазырину, поскольку лидеры в лице Зайцевой и Вилухиной покинули сборную. Но новые девочки ничего не показали. «Выстрелила» только Юрлова. Однако она ведь уже ветеран! К тому же, тренировалась сама, сборной вопреки. Юрлова — творец своего чуда, к тому же, ей крупно повезло. Она ухватила удачу за хвост и выиграла индивидуальную гонку. Я рад за нее, конечно, однако о перспективах говорить не приходится. Что касается мужчин, с ними можно работать. В том числе психологически. Кто их довел до нынешней истерики? Тренерский состав?

    — Может, им просто перестали давать допинг, вот результаты и ухудшились?
    — Нет, здесь речь не о допинге. Вот у меня, когда сам бегал еще за Советский Союз, были проблемы с фармакологией. Это я о витаминах говорю. У нас в Москве витамины завозили только в одну аптеку. Прихожу туда, говорю: «Что вы мне какие-то детские пилюльки суете? Тут нужно что-нибудь посерьезнее». А через дорогу располагалась хорошая аптека с японскими витаминами.

    — Но речь все-таки не о витаминах.
    — Нынешнюю сборную нужно было нормально тренировать, допинг и лекарства тут не при чем. Взять хотя бы Тимофея Лапшина. Человек критикует Касперовича, рассуждает. Какое ты имеешь право? Ты кто вообще такой, великий спортсмен, что ли? Или капитан команды? Или Шипулин?

    — Шипулин, кстати, высказался нейтрально.
    — А что ему говорить? Он сам тренировался, без Касперовича…


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»