Алия Мустафина, выигравшая на Олимпиаде в Лондоне золото, серебро и бронзу, была признана в 2012 году спортсменкой года в России.
Сейчас 20-летняя Мустафина — одна из главных звезд первых Европейских игр, проходящих в Баку. И уже в компании 20-летней Виктории Комовой и 15-летней, совсем крохотной Седы Тутхалян выиграла для России золото в командных соревнованиях. В тот же вечер с ней пообщался корреспондент «Спорта День за Днем».
Это произошло в результате небольшого конфликта. Один журналист обиделся на организаторов интервью, которые предпочли ему иностранное агентство, к корреспонденту которого подвели Алию, накричал на девушку-распорядителя, что, дескать, такие порядки его не устраивают. Увидев эту сцену, Мустафина возмутилась: «Фу-у, кричать на девушку — как это некрасиво!» Дождавшись окончания рандеву гимнастки с представителями злополучного агентства, я вылез из-за колонны Дома болельщиков с диктофоном и попросил у Алии интервью на правах человека, который никогда не кричит на женщин. Она согласилась.
Хотела уйти, потому что устала
— Алия, Европейские игры проводятся впервые. Какая-то особенность у них есть?
— Нет, никакой. Я уже привыкла к соревнованиям подобного уровня.
— Знаменитый гимнаст Александр Дитятин рассказывал, что в каждом новом зале — своя специфика, ориентиры, к которым надо привыкать.
— Конечно, это важный фактор. Но с возрастом я как-то приспособилась. Уже вижу все ориентиры, это не проблема.
— Ваши родители очень переживают, когда вы выступаете. В эти дни они тоже у телевизора?
— Мама никогда не смотрит мои соревнования, а папа в эти дни уехал по своим делам. Он летом всегда уезжает.
— Все радуются вашей победе, а вы выглядите серьезной. Устали?
— Это не усталость. Просто соревнования продолжаются, мне еще выступать. Рано расслабляться (улыбается).
— У вас на этих Играх, может, какой-то медальный план?
— Нет, никакого. Просто выступить достойно хочется. Соревнования, сами видите, довольно престижные. Организаторы делают все, чтобы приблизить их к Олимпиаде. И у них получается. Я рада, что выиграла медаль, мечтала о ней.
— В командных соревнованиях возможна какая-то поддержка девушками друг друга? Или существует только установка тренера?
— Нет, конечно, у нас есть своя система поддержки. Кричим что-то. Это похоже на то, как тренеры дают нам наставления во время тренировок. Так и мы поддерживаем друг друга. Подсказываем. Потому что тренерам нельзя делать подсказки во время соревнований.
— Ну и у вас тут роль «командира»?
— Командир, может, не то слово. Но капитана из меня сделали (смеется).
— У вас и олимпийские медали были, и слава. Зачастую после всего этого спортсменам, особенно молодым, трудно сохранить голову трезвой. Приходилось с чем-то таким бороться?
— Я не знаю, что это такое. Всегда понимала: когда ты выигрываешь, все хорошо, все радуются, как вы говорите. Но как только слез с пьедестала, все надо заново начинать. Закон спорта.
— Это вам папа объяснил в детстве или сами поняли? (Фархат Мустафин — бронзовый призер Олимпийских игр 1976 года по греко-римской борьбе. — «Спорт День за Днем».)
— Думаю, объяснять такие вещи — одна из задач тренеров. Чем раньше, тем лучше. На каждом соревновании нужно бороться за победу, иначе смысла нет. Ну вот, скажем, вы выиграли чемпионат Москвы, все классно, чувствуете себя непобедимым. Если с таким настроением приедете на чемпионат России, ничего не получится.
Меня трудно остановить
— У вас был момент, когда думали уйти из спорта?
— Это было вызвано больше усталостью. После Олимпиады в Лондоне, давшейся тяжело, продолжала выступать, не пропускала никаких соревнований. Были и болячки. Может, накопилась усталость. Пока готовилась к Играм, все время чувствовала напряжение. Такой важный старт… Потом выступила и… все заново! Ни отдохнуть, ни погулять, ни с родными встретиться, ни с подругами. В какой-то момент подумала: надо ли оно мне? Поговорили с тренерами. Решили, что нужен небольшой отдых. Я месяц не занималась, ничего не делала, только ходила в университет (Университет физической культуры. — «Спорт День за Днем»), училась, и, когда таким образом пожила, стало легче.
— Это тренеры вам посоветовали или сами приняли такое решение?
— Тренеры советовали, но решала я сама.
— Недаром ходят разговоры о вашем характере. Что уж если вы что-то решили, то не свернете.
— Ну как сказать… Себя трудно оценивать. Я просто на соревнованиях такая собранная, стараюсь не тратить эмоций, потому что эмоции всегда нужны. Выгляжу серьезной. Но это не всегда.
— Переупрямить вас сложно? Заставить делать то, что не хотите?
— В детстве, наверное, так было. Сейчас все немного по-другому. Меня трудно бывает остановить. Если что-то не получается, будут говорить: «Все, Алия, хватит!» — я все равно буду делать, пока не получится. Это, конечно, не всегда правильно. Но свойство моего характера.
— А когда вырываетесь из атмосферы большого спорта, чем занимаетесь, чтобы отвлечься? Сидите за компьютером, ходите в кино, что-то еще?
— Нет, когда я последний раз «отвлекалась», то просто ходила в университет. Вставала утром, слушала все лекции, сдавала экзамены. Вечером приезжала домой. И это для меня было необычно.
— Не засыпали на лекциях как человек, привыкший к активному движению?
— Нет. Просто я уехала с базы на целый месяц, сменила образ жизни. Это помогло. Даже не помню, чем еще занималась. Конечно, и в кино ходила.
— Часто спортсмен, выбиваясь из привычного графика, говорит: теперь я узнал, что такое настоящая жизнь!
— Нет, я совершенно не узнала, что такое настоящая жизнь. Мне еще это только предстоит.
— Когда?
— Я никаких планов на будущее не строю. Поэтому не знаю.
— Почему? Не сбываются?
— (Задумавшись.) Мама научила. Я один раз проверила ее совет, мне хватило.
— Что за история? Секрет?
— Секрет.
Выглядеть красиво? Конечно, хочется
— Правильно я понял, что Европейские игры — этап подготовки к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро? Вы сказали, что сейчас ваша форма — процентов 55 от максимальной.
— Это правда на самом деле. Готовлюсь к Рио. До Олимпийских игр — год, его надо провести ударно, очень постараться.
— Что изменится?
— Ну если в двух словах, подход к тренировкам. Программу, которую сделаем к чемпионату мира (пройдет 24 октября — 1 ноября в Глазго (Шотландия). — «Спорт День за Днем»), уже сложно менять, надо будет обкатывать. На Олимпиаде нельзя выступать, допуская мысль, будто что-то не получится, что-то можно забыть. Нужно быть уверенными в себе на все сто.
— Вам будет легче в Рио-де-Жанейро с учетом опыта в Лондоне?
— Не думаю. Любое соревнование — это в принципе нелегко. Выступала я в Лондоне или нет, кому какое до этого дело? За это баллов не добавят.
— Но вы же с тех пор изменились?
— Да что изменилось-то… В Лондоне мне было семнадцать, в сентябре исполнится двадцать один.
— Только возраст? А мироощущение, характер?
— Трудно судить со стороны. Мне кажется, ничего особо не изменилось. Ну разве что с журналистами стала разговаривать больше (улыбается).
— Старший тренер сборной России Валентина Родионенко говорит, что четкость и сложность исполнения элементов в гимнастике — это хорошо. Но еще лучше совмещать это с артистизмом и художественной стороной. Для вас это важно?
— Конечно, важно. Без таких нюансов, как хореография, акробатика, стройность, гибкость, трудно бороться. Когда есть все на этом уровне, когда есть несколько сотых баллов в запасе, которые дает наша школа, больше шансов победить тех же американок, которым чего-то не хватает.
— Ну а травмы вас не пугают, не настораживают? Ведь впереди, как вы говорите, целая жизнь, в которой женщине надо многое успеть (в апреле 2011-го на чемпионате Европы Алия при приземлении с опорного прыжка «порвала» крестообразные связки левого колена; год назад перенесла операцию на голеностопе. — «Спорт День за Днем»).
— Но травма, если она есть, она же проходит (улыбается). В этом ничего страшного.
— Спортсмены потом жалуются, что поврежденные места все равно болят.
— У обычных людей тоже много чего болит. Хотя, конечно, у спортсменов болячек больше, но, с другой стороны, мы более привычны к боли.
— Я почему спрашиваю, вам же, наверное, нравится выглядеть красиво на помосте, хочется видеть себя не только классной спортсменкой, но и красивой девушкой?
— Конечно! Стараюсь делать так, чтобы все выглядело именно красиво.
— Много разговоров на тему, что гимнастика молодеет, фигурное катание тоже, спорт в целом. Совсем крохотные девушки выступают. Это хорошо или плохо?
— Думаю, хорошо. Если не будут выступать крохотные, как вы говорите, не будет развития. Им же многое дается. А мы, которые остаемся, передадим им опыт, поможем советами. Не зря говорят: тем просто, кто маленького роста.
— Но зрелищность гимнастики не страдает?
— Думаю, нет. Смотрят ведь не только на лицо, на фигуру, на то, как выглядит человек, но и на то, как он все делает, выполняет элементы, стоит на бревне, делает прыжок.
Редакция благодарит «Азербайджанские авиалинии» за содействие в организации поездки нашего корреспондента на Европейские игры в Баку.
Баку