К концу XIX века стало понятно, что содержать моностроения накладно. И на заре олимпийской эры объединили эти два формата: зеленое поле, овальное или прямоугольное, и треки.
– Да. Но это происходило и без них – владелец сооружения понимал, что у него простой. Например, скачки проходят лишь раз в месяц. А тут рядом ходят футболисты, которых можно пустить на поле и это будет приносить деньги. Моностадионы были ущербнее в практическом смысле.
– Объединить больше площадок – это было символически более выгодно для «заказчика» спорта, государства. Больше трибуны – выше значимость мероприятия.
У нас в XX веке не было четкой программы размещения спортивных площадок. Олимпиада считалась чем-то буржуазным и неправильным, а для создания своей традиции не было просто опыта и образцов.
В Германии самым популярным сооружением был плац. Гитлер использовал такие стадионы как большую трибуну для выступлений. Массовое гимнастическое действо – это демонстрация вождю «коллективного тела» народа. Это был национальный стандарт. Параллельно развивалась олимпийская традиция как международный стандарт.
Россия после 1917 года пыталась придумать что-то свое, опираясь и на немецкий опыт, и на британский, и на олимпийский. Самое знаменитое сооружение, точнее, его проект – это Центральный стадион СССР. 200 тысяч человек, раздвижные трибуны и поле для массовых действий, где могут проезжать танки.
– Может быть, меня поправят, но у нас нет ни одного стадиона, который мог бы принять летние Игры. Нам придется делать еще одну реконструкцию после той, которая проводилась к чемпионату мира по футболу. Значит ли это, что теперь в России вся зрелищная спортивная культура – это то, что выросло из британской традиции игры в мяч? Я вижу ущерб в этом. Мы слишком быстро вернулись от многофункциональных стадионов к моно– и без всяких на то оснований.
The Olympic Stadium in Baku. The fans will be seated 3km away from the field, Europa League final. pic.twitter.com/VIDeNT1Uzn
– Juan (@juanselatse) May 24, 2019
– Для футбола очень удобно убрать беговые дорожки. Хотя у ФИФА, по-моему, есть требование – 20 метров между полем и трибунами, но я не знаю, насколько оно соблюдается. Реальность сама диктует условия: если на футбол ходят 40 тысяч человек, а на прыжки с шестом нет, – значит, надо создавать новые пространства. Обидно, что раньше всех устраивал старый sightline (стандарт угла обзора. – «Спорт День за Днем»), а теперь нет. Но если болельщики других видов спорта не жалуются – значит, все нормально.
Есть еще одно требование ФИФА: должна быть кровля над всеми трибунами. По таким стандартам стадионы строятся уже лет 20. У нас это только началось. Если посмотреть на «Газпром-Арену» или, не дай бог, стадион «Динамо» в Москве – это совершенно другие объемы и конструкции по сравнению с любым стадионом конца XX века.
– Они якобы нашли компромисс. Комиссия по охране памятников сказала: историческое сооружение нужно сохранить. А проектировщики взяли и сверху поставили даже не купол, а капсулу. Эстетические решения XX и XXI века несовместимы. Если есть интересный объект – нужно либо реконструировать старый, либо полностью строить новый. В Европе осталось не больше десятка стадионов, которые сохранили облик периода расцвета спортивной архитектуры 20-х-30-х годов.
Стадионы, которые принимали футбольный чемпионат мира в США в 1994, строились тогда же в 1920-х. Их, конечно, реконструировали, но этими вопросами занималось университетское сообщество – стадионы в США в XX веке спонсировали университеты. У них не было такого, как у нас, когда сносят и строят заново.
– Стадион Йельского университета, он вообще не изменился.
– В Бордо построили очень красивый стадион к чемпионату Европы по футболу («Матмюк Атлантик». – «Спорт День за Днем»), а исторический сохраняют, пока не найдут правильное решение.
– Интересный пример – Катар, который будет принимать следующий чемпионат мира. Люди, которые не занимаются футболом, показывают всем, как выглядит футбольный стадион. Но это и опасный симптом того, что у нас совершенно меняется заказчик спорта. Спортивные состязания – это очень дорогое мероприятие, а сейчас все государства в кризисе. Художественное творчество дает нам примеры: военные игры, «Голодные игры» – возможно, что-то такое нас в будущем ждет, но я не уверен. Но Олимпиады скоро окажутся не нужны, в этом я почему-то уверен.
– Потому что международного сотрудничества или состязания сейчас нет. Экономическое – есть, культурного – нет. Нам сейчас не нужен спорт как символическая замена конфликта. Сейчас есть другие формы – гибридные войны, социальные сети. До интернета спорт был способом манипулирования психикой.
– Да. Политическая сфера будет диктовать нам что-то единое и очень простое.
Читайте также
Худший год мирового спорта. 2021-й обещает проблемы
Фото: Европейский университет в Санкт-Петербурге, sdelanounas.ru