Обычно конец лета и начало осени в европейском футбольном менеджменте проходят относительно спокойно. Нынешний год — исключение из правила. Во многом благодаря Роману Абрамовичу и Алишеру Усманову.
Усманов выходит на второе место
Один из самых богатых бизнесменов России, в три приема скупивший 23% акций «Арсенала», вызвал переполох в британской прессе и в самом клубе. В августе принадлежащая Усманову и Фархаду Мошири инвестиционная компания Red and White Holdings приобрела 14,5% акций у бывшего вице-председателя совета директоров «канониров» Дэвида Дина за 75 миллионов фунтов стерлингов.
Шум поднялся, когда Red and White Holdings добыла еще 6,5% за 35 млн фунтов. Президент клуба Питер Хилл-Вуд призвал остальных акционеров не допустить перехода «Арсенала» под контроль «варяга», но в то же время стоимость акций выросла на 3%. Несмотря на активное противодействие, недавно Усманов довел свою долю до 23% и стал держателем второго по величине пакета. Больше только у торговца алмазами Дэнни Фишмана — 24,1%. По законам Великобритании размер блокирующего пакета — 25%, и Усманов не скрывает, что собирается взять этот рубеж. Блокпакет позволит ему ввести двух-трех своих людей в совет директоров клуба и участвовать в принятии стратегически важных решений.
С точки зрения бизнеса Red and White Holdings все делает правильно. Не нарушая законов, компания стремится сделать выгодное вложение капитала. В этой связи бурное негодование Питера Хилл-Вуда вызывает, мягко говоря, недоумение. Президент «канониров» позволил себе излишне резкое высказывание:
«В Узбекистане, откуда родом Алишер Усманов, развита теневая экономика. Поэтому я не хочу, чтобы этот человек стал владельцем клуба».
Строго говоря, эта фраза тянет на судебное разбирательство. Кто откуда родом, не имеет ровным счетом никакого значения. Если следовать логике президента «Арсенала», родись Усманов в Камбодже, ему следовало бы приписать полпотовский геноцид? Усманов — российский гражданин. Если господин Хилл-Вуд считает, что Россия — не та страна, чьи представители имеют моральное право что-то покупать в Англии, если Россия ассоциируется у него исключительно с полонием — так и следовало сказать.
В английском парламенте, который существует несколько веков, выработана система политкорректных фраз и выражений. К примеру, есть порядка 150 смысловых синонимов слова «врун». Самыми жесткими из них считаются два: «человек не до конца искренний» и «манипулятор правдой». В данном случае Питер Хилл-Вуд не до конца искренен, делая ссылки на происхождение одного из крупнейших акционеров.
В том, что Алишер Усманов продолжит поступательное движение, никаких сомнений нет. Судя по всему, ярое неприятие только раззадорило его. Если раньше он говорил, что собирается приобрести блокирующий пакет, то в своем последнем интервью Би-би-си он прямо заявил:
«Сегодня у меня нет возможности купить клуб полностью. Но такая возможность может появиться в обозримом будущем».
Сделайте мне красиво!
Всем давно было известно о том, что у Романа Абрамовича и Жозе Моуринью напряженные отношения. Португальского тренера то и дело отправляли в отставку — и вот наконец она состоялась. По условиям соглашения Моуринью получит до 2010 года около 20 миллионов фунтов стерлингов, но в течение года он не имеет права тренировать английские клубы.
Это, так сказать, внешняя канва событий. Для того чтобы проследить внутреннюю логику решения Абрамовича расстаться с довольно успешным тренером, нужно перенестись на несколько лет в прошлое. В конец 2003 года, когда по окончании сезона из ЦСКА уволили Валерия Газзаева, приведшего команду к золотым медалям.
Те, кто считает, что Абрамович де-факто является владельцем армейского клуба, его основным акционером и благодетелем, утверждают, что тогда Роману Аркадьевичу игра ЦСКА не показалась чемпионской. И якобы именно он настоятельно рекомендовал заменить Газзаева на Артура Жорже.
Люди из ближайшего окружения российского олигарха рассказывают, что в отличие от многих футбольных функционеров Абрамович категорически не приемлет утверждения, что самое красивое в игре — это счет на табло. Если исходить из версии причин увольнения Газзаева (подчеркнем, только версии, поскольку официального подтверждения информация не получила) и посыла о требовании показывать красивый футбол, становится понятным мотив отказа от услуг Моуринью.
Абрамовичу были нужны не просто победы «Челси», а яркие победы. Он готов платить, но не за обычную игрушку, какие есть у всех, а за самую лучшую. Такую, которой бы все восхищались. «Челси»-2003/2005 выглядел нуворишем, скупившим все самое дорогое, что было в супермаркете. Потом весь этот товар «вывалили» Моуринью, чтобы тот вылепил из полученного материала команду-звезду.
Когда вспыхивает конфликт, виноваты обе стороны. В данном случае оба возомнили себя непревзойденными. Абрамович, считающий, что он лучше любого тренера разберется, какие игроки нужны команде, и Моуринью, чья самооценка за пару лет в созданных ему парниковых условиях выросла до запредельных масштабов.
Уход португальца может спровоцировать развал административно-хозяйственной структуры клуба. Возможно, сочтены дни на посту исполнительного директора Питера Кеньона, потому что он был приглашен под конкретные обязательства и конкретного тренера. В частности, должен был вывести «Челси» на самоокупаемость к 2010 году. Сегодня уже очевидно, что, если брать проект в целом, сделать это не удастся. Можно, конечно, уравнять расходную и доходную части бюджета, но не «отбить» вложенное в покупку игроков в 2004–2005 годах.
Война окончена, всем спасибо
Средства массовой информации активно обсуждали перспективы продления Гусом Хиддинком контракта до 2010 года. Но как-то в тени остался один существенный нюанс, на котором хотелось бы акцентировать внимание. Новое соглашение будет заключено уже не с Академией футбола, финансируемой Романом Абрамовичем, а непосредственно с РФС.
Что за этим стоит? Возможно, российский олигарх, поняв, что у РФС и без него достаточно спонсоров, отказался от проекта. Такое уже было около двух лет назад: он выделил 4 миллиона долларов на строительство полей, но что-то стало складываться не по его сценарию, и финансирование приостановили. Потом, после переговоров, оно было возобновлено.
С другой стороны, РФС уже имеет достаточно средств, чтобы самостоятельно платить главному тренеру сборной. Экономика не терпит кренов; баланс, так или иначе, устанавливается. А крен существовал, ведь это ненормально, что зарплату Хиддинк получает в НАФ, а подчиняется РФС. Мы помним, какие пикировки косвенно из-за этого возникали на первых порах между тренером и Виталием Мутко.
Если Абрамович дает деньги, то совершенно понятно, он хочет контролировать их расходование. Наше чиновничество (не только футбольное) подобный расклад не устраивает. Чиновники с удовольствием работали бы по другой схеме: «дал — потратили — раз в год пригласили на банкет — отчитались — до свидания». Такой подход для Абрамовича неприемлем.
На тот момент, когда губернатор Чукотки входил в российский футбол, он был единственным крупным бизнесменом, пожелавшим вложить в его развитие немалые суммы. Однако с приходом мощных корпораций, таких как Газпром и ЛУКОЙЛ плюс РЖД, степень его влияния значительно ослабла.
К тому же Абрамович неизбежно находится в проигрышной позиции по отношению к внутрироссийскому футбольному процессу, потому что он впрямую, официально не является участником этого процесса. А ведь еще Валерий Лобановский говорил, что основой основ для любой страны является национальный чемпионат. Было очевидно, что Мутко постарается перехватить инициативу, и он это сделал.
В тему
Насильно мил не будешь
Алишеру Усманову принадлежат издательский дом «Коммерсантъ», а также крупные пакеты акций телеканалов «7ТВ» и «МузТВ». Кроме того, он является совладельцем металлургического холдинга «Металлоинвест», инвестиционной компании Red and White Holdings, а также генеральным директором Газпроминвестхолдинга. В 2006 году журнал Forbes присвоил российскому бизнесмену 278-й номер в списке самых богатых людей планеты.
«Я пока, слава богу, не делал инвестиций, от которых получал бы убытки, — говорит Усманов. — Проект «Арсенал» — это совмещение приятного с полезным. Я являюсь болельщиком этого клуба на протяжении восьми лет. Бизнес-компания — это перспективное вложение финансов. Можно сказать, что я сделал стратегическую инвестицию».
Российскиймиллиардер($ 5,6 млрд) заявил также, что не собирается «воевать» ни с кем из руководителей «Арсенала». Наоборот, он готов поддержать политику клуба и предложил деньги на покупку нескольких игроков.
Кто владеет «Арсеналом»
Дэнни Фишман 24,1%
Red and White Holdings 23%
Нина Брэйсвелл-Смит 15,9%
Ричард Карр 14,4%
Стэнли Кренке 11,26%
Хедж-фонд Lansdowne Partners 2,7%