Где-то что-то подсмотрели…
— Олег Васильевич, с чем связаны ваши сегодняшние ожидания?
— Первое, чего жду, — хорошая, качественная, зрелищная игра. Матчи таких соперников всегда порождают нетерпение, а у этого еще и турнирная подоплека явственно просматривается: «Спартаку» обязательно нужна серьезная победа — команда находится на явно неподходящем для себя месте. ЦСКА же борется за чемпионство. Матч в любом случае обещает быть интересным.
— Сейчас отставание «Спартака» от идущего первым «Зенита» составляет 14 очков. Стоит лишь вспомнить 1998-й, когда вы пришли в ЦСКА и подняли команду с низов таблицы на второе место, как сразу возникает вопрос: возможен ли подобный сюжет в наше время?
— Все возможно. Почему нет?
— Тогда уточню: способен на это нынешний «Спартак»?
— Трудно сказать. Команда укомплектована добротно, но в атаке у нее пока не очень получается. Может, это последствия чемпионата мира? Знаете, где-то что-то не то подсмотрели, а теперь пытаются реализовать. На мой взгляд, долгий розыгрыш мяча, который практикует команда, идет ей во вред. Лично мне кажется, что Валерий Карпин в ближайшее время потребует от своих подопечных более акцентированной атакующей работы, и в сфере интересов «Спартака» наконец-то появятся ворота соперников.
— За счет чего вам двенадцать лет назад удалось встряхнуть ЦСКА, раскрепостить футболистов? Ведь тогда, помнится, не только очки появились, но и зрелищная игра…
— Начать нужно с того, что в команде и до меня были собраны высококлассные игроки. А мне удалось обеспечить эмоциональный подъем — так часто случается со сменой тренера, ну и какие-то новые элементы, которых раньше в игре команды не было, привнести. Ребята сомневались поначалу, но постепенно прониклись идеей — и игра пошла, появился результат. Ребята поняли, что система работает. Я видел, как загорелись их глаза.
— Значит, дело прежде всего в методиках, а не в проблемах психологического характера?
— И такие проблемы были, коль скоро ЦСКА так плохо стартовал. Просто получилось дать команде что-то новое — то, чего ей не хватало. Павел Садырин, который тренировал команду до меня, — прекрасный тренер, но в жизни каждого специалиста бывают периоды, когда работа не клеится.
— Что тогда было для вас самым трудным?
— Ожидание того, как меня примет команда. Я этого всерьез опасался, ведь ЦСКА был первым большим клубом в карьере. Чувствовал: если с самого начала что-то пойдет не так — ничего не выйдет. Но в итоге получилось все просто здорово.
— Кстати или нет, но вспоминается органично вписавшаяся в вашу серию победа над «Спартаком» со счетом 4:1. И счет, и сам сценарий матча свидетельствуют: все было по делу. А ведь «Спартак» был очень хорош в то время. В чем секрет, Олег Васильевич?
— Перед этим матчем победная серия состояла уже из семи или восьми побед, точно не помню. Так что к «Спартаку» мы подошли в состоянии полной уверенности в собственных силах. Смотря на ребят, я видел не напряжение, которое посещает людей, когда ничего не ладится, а радость: от успехов, от того, что они занимаются любимым делом. От того, что они команда. Парни свято верили, что могут обыграть «Спартак». Это главное. Вот именно с таким настроением мы тогда вышли на поле. И показали прекрасную игру. Помню, что стадион был забит под завязку, и нас это еще больше окрылило...
— Но разгромный результат, признайтесь, стал для вас неожиданностью?
— В определенной мере. Но мы всегда выходили на поле с осознанием того, что все в наших руках. В футбол ведь играют две команды, и у каждого матча всего лишь три вероятных исхода. Тогда выиграли мы.
У каждого времени свои трудности
— Вернемся ко дню сегодняшнему. Какая микродуэль, на ваш взгляд, станет определяющей в предстоящем дерби?
— Уточните смысл вопроса, пожалуйста.
— Взять, допустим, Хонду, которого Арсен Венгер назвал лучшим игроком групповой стадии чемпионата мира. Может случиться, что именно его коварные удары станут определяющими в матче — особенно с учетом характеристик «Джабулани» и неуверенной игры Джанаева?
— Такие вещи предполагать сложно. Все может быть. Одно знаю точно: команды укомплектованы очень неплохо. Не знаю, сможет ли сыграть Веллитон…
— Скорее всего, нет.
— Ладно. Но у «Спартака» есть Алекс, другие бразильцы. У ЦСКА — Красич, тот же Хонда. Это будет непредсказуемый матч, исход которого точно решит не отдельно взятая дуэль, а командное соперничество.
— Главная задача «Спартака» — забить, правильно? А ведь Веллитон в лазарете...
— Эта задача — забить — является главной для всех команд во всех лигах мира. Сейчас, пожалуй, трудно предположить, какую тактику на матч изберет Карпин. Как он сам сказал в одном из недавних интервью, нельзя представить, чтобы «Спартак» играл от обороны. Но пусть Валера вспомнит прошлый сезон, когда «Спартак» именно так и начинал играть, а разрезающие пасы Алекса и скорость Веллитона делали результат. Наверное, все-таки нужно тактическое разнообразие. Нельзя так категорично заявлять: раз мы «Спартак» — значит, будем только атаковать. Нужно думать об игре в целом.
— И у «Спартака», и у ЦСКА молодые тренеры. В прошлом сезоне вы руководили «Ростовом». Скажите, против кого из этой четверки — Слуцкий, Карпин, Гордеев, Кобелев — вашей команде пришлось труднее всего?
— Все они хорошие тренеры с современными взглядами на футбол. Со всеми приходилось нелегко.
— Сейчас молодым специалистам, с одной стороны, доверяют, но права на ошибку практически не дают. Как было в ваше время?
— У каждого времени свои трудности. У нас тоже было по-разному. Но я, например, считаю, что не следует сразу стремиться в премьер-лигу — это не полигон для испытаний, не то место, где люди набираются опыта. Ты пройди путь постепенно: сначала клуб второй лиги, затем — первой. Везде будешь что-то новое для себя узнавать, что-то черпать, чему-то учиться. Проверить себя — это просто необходимо. Когда я только закончил играть, меня и Сан Саныч Севидов звал к себе помощником, и другие предложения были, но я решил начать с азов. Помощник и главный тренер — совершенно разные профессии. В первом случае ты все решаешь сам, во втором — прячешься за спину главного. Словом, я против того, чтобы только что закончившим играть футболистам доверяли клубы премьер-лиги. Правда, во всяком деле есть исключения.
— И «Спартак», и ЦСКА делают ставку на молодежь. В чем, на ваш взгляд, причина того, что армейская молодежь растет (Дзагоев, Щенников, Мамаев), а спартаковская буксует?
— Для того чтобы дать содержательный ответ, нужно знать ситуацию изнутри. Но даже со стороны видно, что у команд подход к этой деликатной проблеме совершенно разный. Вспомните, например, как Валерий Газзаев подводил к основе Дзагоева и Щенникова. Он относился к ним очень бережно, постепенно наращивая нагрузки и уровень личной ответственности ребят. Нельзя выпускать на поле 16-летнего пацана и ждать, что он сделает тебе результат. Молодым, конечно, надо доверять, но очень аккуратно, иначе можно просто сломать игрока. Видимо, ЦСКА в этом отношении более грамотен.
Африканские мотивы
— Совсем недавно закончился чемпионат мира. Отметили для себя что-то принципиально важное? Что понравилось, что нет?
— Турнир, на мой взгляд, получился очень интересным и содержательным, особенно его заключительная часть. Футбол в плей-офф был, считаю, очень высокого качества. И, что немаловажно, с акцентом на атаку. Впрочем, команды и об обороне не забывали.
— Что скажете о свежих тенденциях в игре?
— Ничего принципиально нового не увидел. Все старались действовать максимально быстро, особенно при переходе от обороны к атаке, но я бы не сказал, что это подарок чемпионата мира. Так сегодня играют топ-команды во всем мире. Кубок мира подарил скорее праздник с участием хороших исполнителей, чем научное пособие.
— Кому симпатизировали, Олег Васильевич?
— Очень понравились сборные Германии и Бразилии. Болеть не болел, но наблюдать за этими командами было приятнее всего.
— В составе так понравившихся вам немцев много натурализованных игроков. Президент РФС Сергей Фурсенко заявил недавно о том, что молодые футболисты из стран СНГ, не заигранные за свои сборные, не будут считаться легионерами. Схожая тенденция, если смотреть в перспективу?
— Тут, полагаю, несовпадение формулировок. Все эти новоявленные немцы выросли в Германии, они считают ее своей родиной. Так что, по-моему, речь о натурализации не идет в принципе.
— И все же: молодые игроки, проживающие на территории бывшего Советского Союза, которые, как ожидается, в будущем смогут играть за сборную России, — плюс для нас?
— Сложный вопрос. Но если эти ребята приедут в Россию и здесь осядут, почему бы нет? Посмотрите на Голландию, Францию...
— Или на сборную Алжира, процентов на 70 составленную из футболистов, которые раньше играли в юношеских командах Франции, а главной не подошли.
— Вот видите: не подошли Франции, в которой они выросли, и играют за сборную своей исторической родины. Так что тут нет ничего плохого.
— Можете отметить кого-нибудь из неизвестных, нераспиаренных людей, отличившихся в ЮАР?
— Мне очень понравился Томас Мюллер. Молодой игрок, про которого я практически ничего не знал до Кубка мира.
— Ну, Мюллера трудно назвать новичком — человек все-таки в чемпионате Германии забил за «Баварию» десять мячей и отдал тринадцать голевых передач…
— Все верно. Но как игрока сборной Германии я его не знал. Парень произвел очень сильно впечатление.
— Матчи сборной Словении видели?
— Конечно. Средняя команда, сыгравшая в меру своих возможностей, не более того. Не провалилась, как Северная Корея, но и не блеснула. Проходить ее в стыковых матчах мы были обязаны.
— А о Словакии, нашем сопернике по отборочной группе на Евро-2012, что скажете?
— Да то же самое. Команда уровня Словении.
На родной волне
— Успели уже переключиться с африканских футбольных частот на свои, родные? Чемпионат России смотрите?
— Стараюсь ничего не пропускать.
— Можете кого-то выделить? Команду, игрока — словом, явление, ставшее для вас открытием в этом сезоне?
— Знаете, очень понравился «Ростов» — тот, который я увидел после перерыва. Две игры — со «Спартаком» и «Динамо» — были очень качественными. «Ростов» сейчас очень хорошо смотрится.
— Именно за него переживаете?
— Ну а какой смысл мне переживать? Эстетически — да, нравится, а эмоции оставляю в стороне. Я же не как болельщик игру наблюдаю, а как тренер. Как профессионал.
— Оценивая итоги первого отрезка чемпионата, вы не раз отмечали игру нальчикского «Спартака». Что произошло с командой после перерыва? Неужели так сильно сказывается уход Амисулашвили?
— Вполне возможно. Потеря ключевого игрока ни для одной команды не проходит бесследно. А если он центральный защитник — тем более. Первый круг «Спартак», похоже, провел на пределе сил.
В Нальчике есть хорошие футболисты, но все-таки по составу команда явно не дотягивает до большой шестерки. На старте «Спартак» брал не столько мастерством, сколько единством. Глядя на его игру, сразу понимаешь: это не случайный набор исполнителей, а именно команда. Но ведь силы не беспредельны.
— А вот вопрос, как говорится, в лоб: «Зенит» — чемпион?
— Нет, конечно. Шестиочковый отрыв — не такая уж серьезная величина (беседа состоялась 21 июля — «Спорт»). Сложно поверить, что команда пройдет остаток пути без осечек. У «Зенита» впереди и с прямыми конкурентами встречи, и матчи в Лиге чемпионов… Так что потери будут обязательно. Мне кажется, и ЦСКА, и «Локомотив» с «Рубином», и даже «Спартак» — все они имеют шансы на чемпионство.
— «Зенит» лидер только по очкам? Или по игре тоже?
— Более или менее зрелищной игра команды стала только после чемпионата мира.
— 90-е годы считались эрой «Спартака», затем настало время ЦСКА. Сейчас наступает эпоха «Зенита», как думаете?
— Что вы называете эпохой?
— Не имею в виду, конечно, что «Зенит» будет из года в год именно чемпионом. Но одним из лидеров, главным претендентом на золото и сильнейшим в финансовом отношении клубом чемпионата — почти уверен.
— Вполне возможно. У «Зенита» очень хорошее финансирование, которое позволяет приобретать не только качественных легионеров, но и уводить ключевых футболистов у прямых конкурентов. Даже чемпион не в силах удержать своего основного форварда! О чем тут говорить?
— Если внимательно посмотреть на «Динамо», что увидим: команду Кобелева или команду Божовича?
— Конечно, Кобелева. Он ее собирал, строил, создавал ее по крупицам. Вспомните «Амкар», куда Божович пришел после Рахимова. Чья это была команда — Рахимова или Божовича? Я скажу, что Рахимова. Хотя надо признать, что и рука Божовича видна в обоих случаях. Но для того, чтобы сказать: «Миодраг создал свое “Динамо”», должно пройти гораздо больше времени, чем два-три месяца.
— Футбольная Россия размышляет сейчас о целесообразности перехода на систему «осень-весна». Что вы, профессиональный тренер, об этом думаете? Пойдет новшество на пользу?
— Не пойдет. Для перехода на «осень-весну» нужна соответствующая база. Сначала мы должны стадионов понастроить с манежами, а потом уже думать о переходе на новый календарь. Это будет ужасная головная боль. Мы к этому не готовы.
— Чем занимаетесь, пока нет своей команды, Олег Васильевич?
— Недавно вернулся из Абхазии. Там возрождается местное «Динамо», друзья просили помочь. Очень надеюсь, что мне это удалось.
— А конкретные предложения по работе есть?
— Пока нет.
— Ждете, когда премьер-лига позовет? Или это для вас непринципиально?
— Если поступит интересное в творческом плане предложение, то дивизион не имеет значения. Все зависит от целей, которые будут ставиться перед командой.
— Была информация, что вас ждут в белгородском «Салюте». Не расскажете, почему не получилось?
— Пригласили на переговоры, я прилетел, но договориться не удалось.
— Давайте под занавес еще раз вернемся к памятному матчу 1998 года ЦСКА — «Спартак». Вы руководили армейцами, Олег Романцев — «Спартаком». Сейчас оба без работы. Почему так? Неужели России не нужны специалисты?
— Я никогда не считал себя ровней Олегу Ивановичу. Ни по знаниям, ни по титулам. И мне очень трудно ответить на ваш вопрос. Наверное, сейчас мы не нужны. Будем надеяться, что временно...
Беседовал Александр Черняев
Интервью из еженедельника «Спорт день за днем» №29 (28 июля - 3 августа)