На чемпионате Европы в закрытых помещениях российская сборная завоевала две золотые медали, одна из них на счету Оксаны Зброжек, которая опередила всех в забеге на 800 метров. Между тем еще летом 2006 года перед Оксаной стоял вопрос, продолжать ли заниматься легкой атлетикой. У нее постоянно болели колени. Помогла, как ни странно, травма, полученная за несколько недель до чемпионата России.
Еще в сентябре бегала трусцой
– Оксана, вас было не видно и не слышно более полугода. Куда пропали?
– За несколько дней до летнего первенства России я ложилась на операцию. Получила травму ахилла и, чтобы продолжать бегать, была вынуждена отдаться во власть хирургов.
– С ногами вы уже давно мучаетесь?
– Да. Мне было больно бегать. Порой даже с трудом вставала с кровати. Бросать спорт не хотелось, но и на операцию было страшно соглашаться. Потому что любая операция – это всегда риск, особенно для спортсменов. Никто не может гарантировать, что ты вернешься в спорт. Лечилась менее радикальными способами, например принимала грязи, но ничего не помогало. Спасла беда. После полученной травмы у меня не оставалось никакого выбора. Слава богу, все обошлось. Меня лечили опытные врачи, которые уже имели дело с похожими проблемами у других легкоатлетов, так что рука у них была набита.
– Долго восстанавливались?
– Перед операцией я спросила врачей, смогу ли выступать зимой. Они ответили утвердительно. Мне сначала в это с трудом верилось. Операцию я сделала в июне, а в сентябре начала бегать трусцой. А теперь чемпионкой стала!
Живу в гостинице
– Вы непременно хотели участвовать в чемпионате Европы в залах? Многие лидеры на него не поехали.
– Мне нужно было втягиваться в сезон, получать соревновательную практику. Мы с тренером специально готовились к зимнему чемпионату России, поскольку нам было важно поехать на турнир в Великобритании.
– Перед чемпионатом России вы еще удачно выступили на «Русской зиме»...
– Да, мне не хватило пяти сотых секунды до рекорда Европы! После операции – и уже почти рекордсменка. Но это самое «почти» меня совсем не расстроило. Самое главное, что бег мне дается хорошо. Впервые за долгие годы меня ничто не беспокоило.
– Вы были уверены в победе?
– После полуфиналов я поняла, что бороться за медали смогу точно. Ну а там все могло случиться. В забегах было много «завалов». Во время бега я постоянно смотрела на моего тренера Светлану Плескач. Она советовала, как бежать.
– И вы слышали?
– (Смеется.) Нет, конечно. Перед чемпионатом мы разработали специальную систему знаков, с помощью которых она со мной и общалась. Светлана Павловна любит повторять, что спортсмены бегают ногами, а выигрывают головой.
– Когда осознали, что стали чемпионкой?
– Да я и сейчас еще не до конца понимаю, что смогла это сделать. Помню, стояла на пьедестале и думала: «Ну наконец-то!»
– Теперь хоть немного отдохнете?
– Да какое там! Уже 8 марта улетаем в Португалию на сбор. Даже с мамой увидеться не успею. Зима заканчивается, надо готовиться к основному сезону. Никаких поблажек мне как чемпионке Европы никто делать не будет.
– Почему с мамой-то не успели повидаться?
– Она живет в Петербурге, а я уже три года все время между сборами провожу в столице, хотя в Москве у меня квартиры нет. Хорошо хоть Светлана Павловна помогла забронировать мне постоянное место в гостинице – там и обитаю.
Хочу быть в кадре
– Несмотря на то что вы уже не первый год входите в состав сборной страны, о вас практически ничего не известно. Говорят, например, что в спорт вы пришли самостоятельно...
– Да, это так. Когда мне исполнилось 14 лет, я посмотрела по телевизору чемпионат мира, по-моему, он проходил тогда в Париже. Я решила, что могу бегать не хуже участников соревнований. Я к тому времени немного занималась конькобежным спортом, но, признаться, не лежала к нему душа. Ушла, не жалея. Оказалась в петербургской спортшколе у Людвига Альбертовича Маттея. К сожалению, 1 января этого года он ушел из жизни. Чуть-чуть не дожил до моего триумфа. Очень жаль.
– Вы окончили факультет журналистики Санкт-Петербургского университета. Почему не захотели получать спортивное образование?
– Мне очень нравилось телевидение. Хотелось попробовать поработать в кадре, комментировать. Это сейчас уже стало распространено, что известные спортсмены на пару с профессиональными журналистами ведут трансляции соревнований, а раньше ведь такое не практиковалось. Мне казалось, что могу быть полезной на этом попроще. В дипломной работе разрабатывала проект передачи о спорте. А еще придумывала сюжеты о кино.
Прямая речь
Светлана Плескач-Стыркина, тренер Оксаны Зброжек:
– Оксана давно заслужила эту победу. На девочку столько всего свалилось в последнее время, но мы все выдержали. Я видела, с какой болью она выходила на тренировки до операции. Не представляю, какой силой воли надо обладать, чтобы продолжать работать. Расскажу вам еще такой факт. Оксана очень чутко относится к маме. Так получилось, что они живут в разных городах, но на моей памяти не было ни одного дня, когда Оксана не позвонила бы маме.