Кто-то называл в его честь детей. Кто-то проклинал его на чем свет стоит. Но равнодушным Майк Кинэн по прозвищу Железный не оставлял никого. Самый противоречивый, самый решительный, самый скандальный. Безумно талантливый. Кинэн пустил под откос не одну карьеру. Но сам остается на плаву, время от времени возвращаясь словно из небытия. Работать под его руководством – большая честь и вместе с тем большой риск быть как минимум обменянным.
Трижды Кинэн выводил свои команды в финал Кубка Стэнли. В 1994 году «Рейнджеры» под его руководством завоевали заветный трофей. А после этого – как отрезало. Неожиданно после победы в Кубке он буквально сбежал из «Рейнджерс». В Нью-Йорке ему не могут простить того, что он бросил команду на вершине славы, хотя его подопечным прочили участь очередной команды-династии.
Потом были скитания по разным клубам. Поразительно, но Кинэн нигде не смог прижиться, несмотря на то что каждый раз ему предоставлялся практически неограниченный кредит доверия и огромные полномочия. В «Сент-Луисе» он запомнился тем, что за два года инициировал обмены почти 30 игроков. В «Ванкувере» Майк не нашел общего языка ни с лидерами команды, ни с руководителями и хозяевами клуба. Затем Кинэн неожиданно объявился в «Бостоне» в самый разгар сезона-1999/00. «Медведи» тогда терпели поражение за поражением, игры не было, и в плей-офф их могло вывести только чудо.
Кинэн, долго остававшийся без дела, тут же взялся за работу засучив рукава. В кратчайшие сроки ему удалось скорректировать стиль команды, найти скрытые резервы (денег у владельцев «Бостона» тогда просто не было) и выдать несколько впечатляющих побед. Многие тогда сожалели, что времени для окончательного выправления ситуации Кинэну не хватило: слишком многое было упущено на старте. Однако, несмотря на очевидные успехи в работе с командой, Железный Майк снова стал безработным.
На следующий год история повторилась: Кинэн получил приглашение от безнадежного аутсайдера Юго-Восточного дивизиона «Флориды». Надо сказать, что предложение тогдашнего босса «Пантер» Аллана Коэна подкупало своей масштабностью: Майку предлагали заниматься не только чисто тренерской работой, но и всеми хоккейными операциями. Причем немедленных успехов (попадания в Кубок Стэнли) не то чтобы не требовали, но готовы были проявить терпение и строить команду на перспективу. Сменил Кинэн на тренерском мостике «Флориды» Дуэйна Саттера, который вызывал нескрываемое раздражение Коэна тем, что вел бесконечные дискуссии с Павлом Буре о способах игры в хоккей и месте конкретной звезды в команде. Периодически он даже оставлял россиянина в пресс-боксе, и босс «Пантер» не понимал, за что его главная звезда получает зарплату.
Победный почин не заставил себя ждать: из первых пяти игр Кинэн выиграл три, в том числе у прошлогоднего финалиста Кубка Стэнли и тогдашнего лидера регулярного чемпионата.
Поначалу Кинэн был во «Флориде» царь и бог: согласно трехлетнему контракту его было просто невозможно уволить. Пришлось бы платить такую компенсацию, что не потянул бы даже очень богатый клуб НХЛ. Тем не менее «Пантеры» даже не смогли попасть в плей-офф, что подрывало авторитет тренера. Наконец в сезоне-2003/04 Железного Майка удалось «подвинуть»: он согласился перейти на должность генерального менеджера. Здесь характер Кинэна вновь проявился во всей красе: тренеры менялись один за другим, порой не успевая толком принять дела – четверо коучей в общей сложности не проработали и семи месяцев. Дела стали налаживаться с приходом Жака Мартена. Однако Кинэн умудрился рассориться и с ним – несмотря на очевидный прогресс в игре и турнирном положении команды. Для Железного Майка этот конфликт оказался во «Флориде» последним: хозяева клуба устали от бесконечных и безрезультатных скандалов и предпочли, что называется, синицу в руках.
Теперь Майк Кинэн возглавил «Калгари». Он сменил на тренерском мостике «Огоньков» Джима Плэйфэйра, прошлый сезон (дебютный в роли главного тренера) проведшего вовсе не плохо. Команда сыграла строго по ситуации, выдержав под конец регулярного чемпионата изнурительную гонку за попадание в плей-офф. Большего от «Калгари» и Плэйфэйра ожидать было наивно, ведь нельзя же было всерьез предполагать, что в первом раунде Кубка Стэнли середнячку лиги по силам переиграть «Детройт».
Плэйфэйр, остающийся в команде в роли ассистента Кинэна, говорит, что не прочь поработать под началом Железного Майка. А генеральный менеджер Дэррил Саттер заявил следующее: «Мы тренировали противоборствующие команды, наши подопечные играли друг против друга. Я никогда не видел ни одного специалиста, настолько сконцентрированного на хоккее». Любопытно, что с «Огоньками» Кинэн подписал трехлетний контракт, как в свое время с «Флоридой». Но времена команду ожидают нелегкие: лидеры клуба Жером Игинла и Мика Кипрусофф 1 июля станут неограниченно свободными агентами и не скрывают желания сменить клуб, чтобы в перспективе бороться за трофеи.
Кстати
Кинэн пошел на восьмой круг
57-летний Кинэн провел в качестве тренера команд НХЛ 1014 матчей, в которых одержал 569 побед.
В сезоне-1993/94 он привел «Рейнджерс» к победе в Кубке Стэнли, а «Филадельфия» в 1985-м и «Чикаго» в 1992-м под его руководством играли в финале.
В 1985 году он был признан лучшим тренером НХЛ. «Калгари» станет восьмым клубом в карьере Майка Кинэна.