Не зря Филлип Коку отправил в 2013 году 150 тысяч электронных писем. Так тренер поздравил всех болельщиков команды с Рождеством. Еще были личные звонки. Можете представить, что вам вдруг позвонит Андре Виллаш-Боаш? Или еще смешнее — Лучано Спаллетти?
А ПСВ очень старается, чтобы родной стадион «Филипс», вмещающий 35 тысяч зрителей, хорошо заполнялся. Получается не всегда, поэтому такие акции призваны поднять с дивана даже самых заядлых домоседов. Но у домоседов свои правила жизни…
Корреспондент «Спорта День за Днем» два дня искал футбольный дух в Эйндховене.
Лекция фанатов в автобусе
В поисках автобуса из Дюссельдорфа до голландского городка, наткнулся на молодую парочку.
— Вы на футбол? — спрашиваю.
— Нет, мы в Эйндховен. А вы откуда?
— Из России. Приехал на матч «Зенита». Слышали о таком?
Ребята покачали головой. Про ПСВ они тоже ничего не знали. Немцы, не разбирающиеся в футболе! Гари Линекер остался бы недоволен.
В автобусе все было спокойной, пока не завалились два питерских фаната с бутылками виски в руках. Через пять минут все вокруг уже знали, что такое «Зенит». Словом, полтора часа пути под их белый шум (или правильно говорить сине-бело-голубой?) пролетели незаметно.
Найдется лишний билетик
Эйндховен предстал очень тихим населенным пунктом с размеренной жизнью. Так показалось днем.
Велосипедов здесь больше, чем машин. Выделенные дорожки для двухколесного транспорта пользуются огромным спросом. В Петербурге тоже затевали нечто подобное, но до дела пока не дошло.
У стадиона «Филипс», вмещающего 35 тысяч зрителей, замечены русские болельщики без опознавательных знаков. Ни шарфиков, ни фирменных футболок. Спортивные туристы без фанатских наклонностей. Их было около десяти — и все рванули в магазин ПСВ, располагающийся на территории арены. Цены вполне приемлемые — шапку, футболку или кепку можно купить за 15 евро. Есть и дорогие «экспонаты» — бутсы, куртки, толстовки. Здесь же продают билеты на матчи. Цена — от 10 до 25 евро.
— Билеты еще есть, — заверил кассир в среду утром.
Карнавальный леопард
Эйндховен — город-оборотень. Днем он изображает из себя пай-мальчика, а вечером начинается карнавал. Все заведения города, кроме баров, закрываются, доступную еду можно купить только в лотках, где вьетнамцы продают мини-шашлычки. По вкусу — ни свинина, ни говядина, ни курица, ни баранина. Цена в два евро настораживает. Но риск, как известно, дело благородное.
Вторник был днем карнавального апогея не только в Голландии, но и во всей Европе. В религиозных странах это последняя возможность вдоволь наесться и напиться перед постом. По-нашему это называется масленицей.
Центр Эйндховена зачем-то засыпали соломой, а ее обильно удобрили липкими напитками. Улицы кишели фриками, в джинсах и кофте неуютно: чувствуешь себя инопланетным гостем, особенно когда к тебе подходит гражданин в костюме леопарда и с чрезвычайно расширенными зрачками.
— Я пошел домой, — ни с того ни с сего сообщил он мне.
— Хорошо, а вы кто?
Он не понял вопроса, пристально посмотрел и еще раз оповестил о своем намерении.
— Я пошел домой, — развернулся и побрел прочь.
Может, он подумал, что я из «Гринпис» и слежу за тем, чтобы все леопарды вовремя оказались дома?
Людей в майках ПСВ не было. Спросив у двух-трех человек в карнавальных костюмах, болеют ли они за местный клуб и получив утвердительный ответ, я понял, что футбольный дух здесь все-таки присутствует. Но он вырвется наружу в четверг, когда начнется игра.
В среду утром на город опустился туман. Похолодало. Город снова обратился пай-мальчиком. Чисто, опрятно, никакой липкой соломы. Как сообщили работники стадиона, ПСВ провел тренировку утром. «Зениту» достался вечер.
На этот раз — без карнавала.