• Обладатель Кубка России — 1999 Геннадий Попович: «Стать тренером помогли книжки Морозова»

    26.06.09 23:50

    Обладатель Кубка России — 1999 Геннадий Попович: «Стать тренером помогли книжки Морозова» - фото

    Фото: сайт РПЛ

    Если посчитать общий стаж работы в «Зените», то для Геннадия Поповича он исчисляется десятилетием с хвостиком. К сожалению, полностью реализовать свой игровой потенциал нашему герою помешала серьезная болезнь, но еще долго он трудился на благо «Зенита». Летом 1997-го форварда-гренадера Поповича пригласил в команду Анатолий Бышовец, а в конце 2008-го нынешнее руководство «Зенита» решило не продлевать контракт с тренером-елекционером Поповичем. Сегодня Попович живет в Петербурге, наконец-то он при деле — работает детским тренером, а в свободное время не без доли грусти вспоминает яркие моменты зенитовской карьеры. Между прочим, совсем недавно болельщики «Зенита» отмечали десятилетие победы в Кубке России — первого громкого успеха в своей новейшей истории…

    Идея по созданию интерната не прошла

    — Геннадий, месяц назад вы стали тренером питерской ДЮСШ «Локомотив».
    — В конце прошлого года мой контракт с «Зенитом» закончился. Продлевать его не стали. Кризис! Почти полгода сидел без работы. Да и предложений особых не было. «Локомотив» предложил взять команду 1994 года рождения. Сейчас присматриваюсь к ребятам, они ко мне. Существует договоренность, что я работаю до конца года. Затем мы общаемся с руководством школы, родителями футболистов и обсуждаем будущее.

    — Согласитесь, футболисты вашего поколения либо в профессиональных клубах тренируют, либо на административной работе, либо в агенты идут...
    — Увы, картина выглядит именно так, как вы описали. Финансовые условия для тренеров городских команд — слабые, очень слабые. Отсюда и качество работы. Лишь зарплата тренеров СДЮШОР «Смена» за счет помощи от ФК «Зенит» более или менее на уровне. «Локомотив» может похвастаться разве что собственным футбольным полем на стадионе «Балтика».

    — Переходы футболистов существуют и в детском футболе. Те же «Смена» или СДЮШОР «Зенит» имеют неограниченные возможности?
    — Такие переходы диктует жизненная ситуация. Незадолго до моего прихода в «Локомотив» «Смена» забрала из команды лучших мальчишек. Оно и понятно: «Смена» — это гарантированная возможность оказаться на карандаше у тренеров молодежного состава «Зенита». Родителей юных футболистов особо и уговаривать не надо.

    — В прошлом году вы сами занимались селекцией в «Зените». Полагаю, можете оценить потенциал питерских футбольных школ?
    — Видел я тренировочный процесс, как, например, 14–15-летних пацанов учат играть «в линию», и понимал, что все это в глубокой яме… Ездил по всему Питеру, заезжал даже в поселок Металлострой, смотрел футболистов 1992–1995 годов рождения и передавал информацию работавшему тогда в клубе спортивному директору Александру Бокию.

     

    — «Зенит» пытался создать собственный интернат, но, похоже, идея осталась нереализованной?
    — Интернат создали еще до моего прихода. Бокий предложил возглавить команду 1993 года рождения. Неделю отработал, мы выиграли Кубок города, потом начал прививать свое видение футбола, ребята стали прогрессировать. У нас в команде играли шесть питерцев, остальные приезжие — из Петрозаводска, Волхова, Пушкина, других ближайших к Петербургу городов. Тренировались и жили парни в кемпинге в Ольгине. Мне пришлось столкнуться с массой организационных проблем. Ребята почти полгода не учились в школах, родители, когда узнали, были в шоке. Позже на работу взяли администратора, который нашел вариант с проживанием в гостинице при Политехническом институте, тогда и занятия в школе начались. Сейчас, как я понимаю, идея интерната уже стала неинтересна ФК «Зенит».

    — В основном составе «Зенита» сейчас практически нет выпускников питерских школ. Малафеев (1979 года рождения), Денисов (1984-го), сейчас вот начал играть Ионов (1989-го). Получается, у них разница в возрасте пять лет. А где же, позвольте полюбопытствовать, ребята других выпусков?
    — Трансферная политика клуба имеет определенные приоритеты. Если один-два выпускника школ «Смены», «Зенита» или «Локомотива» за пять лет закрепятся в главной команде Питера — это будет просто фантастический результат. Покупаются футболисты дорогие, на конкретные позиции. Не бывает так, чтобы десять человек из молодежного состава сразу приходили в «Зенит». Хотя… Может раньше были урожайные годы?..

    Играл персонально против Шевченко

    — Вспомните момент, когда почувствовали себя петербуржцем. Не поверю, что сразу признали «Зенит» и Питер не очередным местом работы, а родным домом.
    — Почувствовал, когда женился — здесь не может быть двух мнений. В этот момент я окончательно связал жизнь с городом на Неве. Питер — своеобразный город. В одной из первых домашних игр Анатолий Бышовец меня заменил. Ухожу в раздевалку и слышу с трибуны: «Бышовец голодных хохлов привез!», — и мат отборный вслед. На эмоциях хотел вернуться на Украину, но Юра Вернидуб (капитан «Зенита» в 1997–1998 годах. — «Спорт») убедил, что скоро стану своим, болельщики на руках будут носить… Так оно и вышло.

    — На малой родине, в Днепродзержинске, часто бываете?
    — Стараюсь с дочкой выбираться каждое лето. Клубника, малина, другие фрукты, рядом красавец Днепр. Что еще нужно для отдыха ребенка?

    — Детство — время надежд… Вы в свое время мечтали надеть футболку…
    — …днепропетровского «Днепра». Моим кумиром был Олег Протасов. Я же центрфорварда всегда играл. Поездки в Днепропетровск вместе с отцом были для меня событием. Конечно, мечтал попасть в «Днепр», но закрепиться удалось лишь со второй попытки. В днепропетровском интернате меня признали бесперспективным. Поступил в Днепродзержинский физкультурный техникум, оттуда уже меня взяли в спецкласс «Днепр-75» — знаменитый на весь СССР. Каждый день мотался на из Днепродзержинска в Днепропетровск и обратно — по 40 минут на электричке. Учебу бросать не хотелось.

    — В конечном итоге за терпение и труд вы были вознаграждены?
    — 17-летним пацаном, прямо из спецкласса, оказался в дубле «Днепра». Представляете мое состояние?! С «основой» мы жили на одной базе, только в разных корпусах. Первые настоящие бутсы мне достались от Ивана Вишневского — вице-чемпиона Европы-1988, вечная ему память. В Союзе хорошая амуниция была на вес золота. Три года их драил. Прекрасно помню свою первую тренировку на базе «Днепра», первый матч, первый гол в ворота дублеров ереванского «Арарата». В последнем союзном чемпионате наша команда заняла первое место среди резервных составов.

    — Увы, в главной команде закрепиться не удалось
    — Мне предложили трехлетний контракт в «Кривбассе». Нас, дублеров, сразу шесть человек отправилось в Кривой Рог. Пока там играл, в команде сменилось восемь тренеров. Президент клуба гнул свою политику и был постоянно недоволен результатом.

    — В «Кривбассе» вы работали под началом Мирона Маркевича, который в нынешнем евросезоне со своим «Металлистом» прогремел на весь Старый Свет. Маркевич рассказывал, что прививал своим командам спартаковский футбол. Это верно?
    — Согласен. Все тренировки у него были игровыми. Кстати, у меня с Маркевичем связана интересная история. На своей позиции мне не находилось места в составе. Мирон Богданович предложил: «Давай, попробуй сыграть передним центральным защитником». Перестроился. В игре с киевским «Динамо» Маркевич поставил меня играть против юного Андрея Шевченко. На 15-й минуте пошел в подкат будущей звезде «Милана» и… у меня «замкнуло» колено, мениск полетел.

    — Украина в Европе ассоциировалась с именем Валерия Лобановского. Зимой 2001 года вы провели полноценный сбор в национальной сборной Украины.
    — Лобановского на Украине вспоминали, даже когда он работал в ОАЭ и Кувейте. Что говорить, это был великий тренер. В межсезонье-2000/2001 мы с «Зенитом» готовились на сборе в Турции. И вдруг из Киева приходит вызов в сборную Украины. Юрий Морозов и Лобановский были близкими друзьями, единомышленниками. Андреич меня предупредил, что Киев ищет форварда (на замену Шевченко, кстати), вот через сборную Лобановский и просматривает игроков. Морозов попросил: «Если надумаешь уходить — сразу скажи мне». Но у меня и мыслей таких не было. Вместе с Сашей Спиваком мы отправились на базу в Конча-Заспе, провели четыре контрольные игры.

    — Многие футболисты, знавшие Валерия Васильевича, рассказывают, что индивидуальные беседы с мэтром оставили у них неизгладимое впечатление. Вам Лобановский не показался небожителем?
    — Вы правы, общение с Лобановским запомнилось на всю жизнь. Мэтр спрашивал о самочувствии после длительного перелета из Турции. Хотим ли мы играть за сборную. Валерий Васильевич обратился ко мне: «Я регулярно наблюдаю матчи российского чемпионата. Смотрю за твоей игрой. Как ты можешь объяснить, что иногда действуешь ярко, иногда пропадаешь?». Я ответил, что не хватает уверенности, а может, и мастерства… «Работай, двери в сборную открыты всегда. Нам нужны нападающие твоей фактуры», — резюмировал Лобановский. Впрочем, в сборную больше меня не приглашали.

    Победу в Кубке отметили вдвоем с Горшковым

    — Победе «Зенита» в Кубке России не так давно исполнилось десять лет. Не кажется ли, что триумф команды в «Лужниках» начинает забываться? «Зенит» с тех пор успел и чемпионом стать, и в Европе прогреметь…
    — «Зенит» не мог выиграть Кубок страны 55 (!) лет. Болельщики вышли не Невский проспект, мы проехали по городу в открытых машинах. Все это вспоминаю уже с ностальгией. Воспринимать или не воспринимать — это дело каждого. Одно скажу: Виталий Мутко начинал строить клуб европейского уровня, и сейчас он, по сути, построен.

    — Кубковый триумф могут разделить два Анатолия — Давыдов и Бышовец?
    — Нашу команду создал Бышовец. Давыдов только делал первые самостоятельные шаги. Победа в Кубке — серьезная заслуга Бышовца. Это мое личное мнение.

    — Сколько же футболисты «Зенита» получили за кубковый успех? Ведь и тогда спонсором нашей команды был Газпром.
    — На кубковые премиальные купил трехкомнатную квартиру на Комендантском проспекте. В одном доме с Сергеем Осиповым, Владом Радимовым, Александром Спиваком.

    — 26 мая, в день десятилетия кубковой победы, с коллегами встречались, созванивались? Какой-то матч организовать по этому поводу не было предложений?
    — Я находился за городом, когда раздался звонок Саши Горшкова. Болельщики нас пригласили посмотреть видеозапись финала. Собрались в торгово-развлекательном комплексе на проспекте Просвещения. Выставили кубок, фанаты нас поздравили. По иронии судьбы современный «Зенит» в этот же день проиграл тому же московскому «Динамо».

    — Почему собрались вдвоем с Горшковым?
    — Остальные, наверное, не смогли… Нас ведь позвали на неофициальное мероприятие — организованное болельщиками, а не клубом «Зенит»…

    — Этой осенью грядет еще один юбилей — 25 лет зенитовского чемпионства. Но спустя четверть века та команда выглядит единым целым, ваша, получается, — нет?
    — Такого общения, братства, как в «Зените 84», у нас нет. В прошлом году я ездил с ребятами в Австрию на турнир ветеранов, который проводил Газпром. Спасибо за приглашение Владимиру Долгополову. Чемпионы СССР 1984-го словно брат с братом разговаривают. Мы же видимся изредка. По телефону общаюсь с Костей Лепехиным, Ромой Максимюком, который сейчас играет в Казахстане.

    Никакой работы не боюсь

    — Вы верующий человек? Благодарны Всевышнему, что уберег осенью 2001-го?
    — Всегда благодарил Бога. Сколько футболистов ушло из жизни прямо на поле! Почувствовал себя плохо, приехал домой, принял обезболивающее. Сезон закончился, но мы еще продолжали тренироваться, мне же все хуже становилось. Однажды смотрю — нога белая совсем… Поехал в областную больницу, обследовался. Кардиолог Петров вынес суровый вердикт: «Геннадий Иванович, в футбол вы играть не будете. Я теперь отвечаю за вашу жизнь». В Гамбурге хотели делать операцию — шунтирование, но потом отказались. Сосуд сузился на 30 процентов, и через полгода он восстановится.

    — Кто предложили переквалифицировать вас в администраторы?
    — Это было решение президента клуба. Андреич первое время взорвался даже: «Попович голы забивал, звездой был, а сейчас гетры будет собирать?» Но я никакой работы не боялся и не боюсь.

    — Еще одна красивая легенда: Властимил Петржела увидел, как вы изучаете футбольную литературу, и сделал протекцию — предложил место тренера в дубле…
    — Я у Андреича много книжек методических «прихватил». В самолете летишь три часа, чем заняться? Вот и штудировал. Петржела был наблюдательным, все подмечал. Однажды Власта предложил мне провести тренировку, а позже отправил помощником к тренеру дублеров Алексею Стрепетову.

    — Вокруг «Зенита» всегда много звездных болельщиков. Знакомством с кем-то из них можете похвастаться?
    — На базу часто приезжали Михаил Боярский, Сергей Мигицко, Александр Розенбаум. Дважды с семьей ходили в Театр имени Ленсовета по приглашению Сергея. С Боярским же вместе летали на финал Кубка УЕФА в Манчестер.

    — Современный «Зенит» вам интересен?
    — В меньшей степени, чем раньше. С Аршавиным «Зенит» смотрелся иначе. Не хочу сказать, что Андрей в одиночку делал результат, но если мяч оказывался у него, то болельщик получал зрелище. Сегодня такого нет. Может, у игроков наступило самоуспокоение? У каждого есть агенты, они ищут предложения для своих клиентов. «Зенит», конечно, добился результатов, но нельзя совсем не доверять молодым. С тех пор как уволился из клуба, ни разу не был на «Петровском», только по телевизору смотрю «Зенит».

    — Поставьте себя на место футболистов. Вы знаете, что через полгода в команду придет новый тренер — как сохранить мотивацию на остаток сезона?
    — Мотивация одна — отрабатывать контракт, зарплату. Это идеология профессионала. Ведь и новому тренеру придется все доказывать на поле.

    — Разделяете мнение, что эпоха непобедимого «Зенита» ушла вместе с Аршавиным, Тимощуком, команда нуждается в серьезной перестройке?
    — Большинство футболистов были приобретены Адвокатом, у них серьезные контракты. В одночасье всю команду не поменяешь. Однако свежая кровь «Зениту» необходима. Впрочем, это, наверное, должен решать уже новый тренер.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»