После кошмаров, обрушившихся на поклонников спорта с появлением на телеэкранах футбольных сериалов «В ритме танго» и «Чемпион», им пришлось пережить еще один. На этот раз телеканал «Россия» взялся одновременно и за хоккей, и за фигурное катание, создав причудливый спортивный гибрид под названием «Две сестры».
Нам, зрителям, было обещано, что фильм расскажет о любовном романе двух великих спортсменов — фигуристки Елены Водорезовой и хоккеиста Валерия Харламова. Впервые узнав о таком пикантном обстоятельстве, вся страна, пережив шок, бросилась к различным источникам, чтобы получить подтверждение рекламному анонсу. И, ничего не найдя, пришла к выводу, что настоящая правда была известна лишь одному телевидению. Но каково же было наше удивление, когда накануне премьеры состоялась творческая встреча с создателями «Двух сестер», заявившими, что герои фильма являются «собирательными образами», а сюжет выстраивала фантазия автора сценария. Что ж, мы были готовы взглянуть и на это, однако дальнейшее показало, что тягомотина, посвященная перманентно депрессивному состоянию двух сестер, к которому со временем подключился «крупномасштабный» хоккеист, как говорят в народе, «вырви глаз».
Трудно поверить, но продюсером этого фильма является режиссер Юрий Мороз, известный по постановке сериалов «Каменская» и «Апостол», а в кино — по фильму «Точка», ставшему одним из самых ярких художественных документов, обличающих социальные язвы современной России. Однако он решил доверить режиссерское кресло Олегу Массарыгину, также достаточно опытному профессионалу и мультикинематографисту, преуспевшему на самых разных поприщах.
Завершив работу, режиссер сообщил:
«Задачи таких картин — идеологические. Широкомасштабные фильмы формируют миф о прошлом, без которого и прошлого-то, кажется, нет».
Лучше и не проговоришься.
Следуя известной поговорке, бытующей в среде киношников, «не ругайте режиссера, он снимает по написанному», мы оставим Олега Массарыгина в покое и переведем острие критики на создателей истории, слепленной из кусков правды и вымысла. Но, может быть, им была неизвестна реплика одного из героев «Семнадцати мгновений весны», сообщившего Штирлицу о том, что «маленькая ложь рождает большое недоверие»?
Тогда как объяснить участие в съемках самой Елены Водорезовой, воскликнувшей после ознакомления со сценарием:
«Это же моя судьба!»
Наверное, имелось в виду то, что Елена Германовна волею судьбы стала кинематографисткой. Однако сделанное сделано, и ничего уже не воротишь, поэтому самое время распознать в увиденном кое-какие позитивные моменты. Не зря же мы просидели у экранов столько времени! И вот какие возникли на сей счет соображения.
«Две сестры» эксплуатируют две очень модные в настоящий момент темы. Во-первых, воссоздают эпоху 1970–1980-х годов, неожиданно облюбованную самыми именитыми сценаристами и режиссерами. Шахназаров, к примеру, снял «Исчезнувшую империю», Балабанов — «Груз 200», а телевизионный экран, словно по мановению волшебной палочки, оказался переполненным отсылками к тому времени («Громовы», «И все-таки я люблю» и др.).
Вторым модным поветрием стало обращение киношников к биографии великого хоккеиста Валерия Харламова, спортивным подвигам которого посвящены фильмы «Дополнительное время» (реж. Юрий Королев) и «17» (реж. Егор Кончаловский), снимавшиеся практически одновременно. Вот, собственно говоря, и все. И прозвучавшие выше констатации о следовании в фарватере моды — единственное, что можно сказать хорошего о «Двух сестрах», вызвавших в лучшем случае недоумение.
«Две сестры»
2008, Россия, цветной, количество серий хранится в секрете.
Режиссер: Олег Массарыгин
Автор сценария: Александра Понятовская
В ролях: Анна Слынько, Юлия Теплухова, Егор Баринов, Александр Дьяченко, Валерий Баринов, Валентин Смирнитский, Любовь Германова, Раиса Рязанова, Олег Шкловский, Юлия Галкина, Алексей Франдетти, Михаил Шкловский