Нынешний розыгрыш Кубка Гагарина подарил немало неожиданных результатов. Комментаторы «НТВ-Плюс» Юрий Розанов и Денис Казанский по разному подходят к оценке роли тренеров в успехах ХК МВД, «Нефтехимика», «Спартака» и рижского «Динамо».
Тренерский подход
Мнение Дениса Казанского
Однажды у меня зашел спор с близким другом, с которым мы, кстати, играли вместе в хоккей, о важности тренера для футбольной команды и для «шайбы». Он утверждал, что роль тренера в игре с мячом намного серьезней, чем в хоккее. Аргументы были довольно поверхностны, но это никак не отменяло степень их справедливости:
— Во-первых, поле. Оно же огромное, потому расставить футболистов правильно, каждого по возможностям — серьезное предприятие. Во-вторых, надо понять стартовый состав. Тут же как? Промахнешься с крайним защитником и лови мяч уже на пятой минуте. Или замены. Важно ведь не только знать, кого выпускать, но и когда. И тут на голом чутье не вылезешь. Нужны знания. А хоккейный? Валится тройка — взял, посадил на лавку. Плывет вратарь — спокойно меняешь. Да и скорость игры такова, что тактические схемы не работают. Какие тут стандарты наигранные?
Я с ним давно не виделся, но уверен, что нынешний плей-офф Континентальной хоккейной ли-
ги изменил бы его мнение. Хоккейный тренер решает! Более того, именно в хоккее сделать команду тренерской проще, чем в футболе. С точки зрения конечного итога, никак не процесса.
Ну, скажите мне, что за команды «Нефтехимик» или ХК МВД? А рижское «Динамо»? С чего вдруг они показывают невероятный хоккей в плей-офф, да и с чего некоторые из них в игры на вылет вообще попали? Как может пять лет назад созданный ХК МВД в своем дивизионе обходить и ярославский «Локомотив», и мытищинский «Атлант»? Да что там дивизион — как на Западе «милиционеры» стали вторыми?
А тот же «Спартак»? Ведь для него, судя по составу, попадание в плей-офф — это просто потолок, не говоря уж о победе над динамовским монстром. Но ведь победа стала реальностью. По такой игре финал конференции, а то и финал Кубка Гагарина (на момент написания статьи серия против «Локомотива» была в самом разгаре) — вполне себе сбыточная мечта.
Скажите честно, вы можете сходу назвать пятерку игроков «Нефтехимика»? Быть может, вспомните Дроздецкого, Якуценю и Касутина. Дальше придется напрягаться. А тренера нижнекамцев? Тут же без раздумья, правильно? Владимир Крикунов. Ищущий взгляд, секундомер в руке, галстук с расслабленным узлом чуть набок — картина моментально перед глазами.
На мой взгляд, все эти команды тренерские. Плоть от плоти. Я даже склоняюсь к тому, что без Крикунова, Ржиги и Знарока соответственно они бы так далеко никогда бы не зашли.
По отзывам многих хоккеистов ХК МВД, такой жесткой предсезонки, как при Знароке, в их карьере никогда не было. Олимпийская пауза им, вероятно, казалась великолепной возможностью передохнуть: Знарок и Витолиньш отправились со сборной Латвии в Ванкувер. Но Олег Валерьевич составил для этой паузы такую программу, которая и в предсезонке показалось бы страшной по нагрузкам. И вот результат — команда уже в финале конференции. ХК МВД хватает сил на борьбу хоть в пяти овертаймах: им бежится, им бросается, им везет, в конце концов. Но это везение на пустом месте никогда не появилось бы. Еще одна интересная, на мой взгляд, деталь. Их лучший бомбардир Алексей Цветков набирал всего восемь очков в восьми матчах.
Уверенность Яромира Ягра в том, что «Нефтехимик» может оказаться в финале Кубка Гагарина, появилась не просто так. Пусть в омском королевстве все было напутано сменой тренера перед первым матчем плей-офф, победить их вот так раскованно, как это вышло у подопечных Крикунова, большинству команд нереально. Крикунову дали возможность нормально, без суеты работать. Меч увольнения в случае провала над ним не висел. Состав он подбирал пусть и из довольно скромных возможностей, зато такой,
какой сам хотел. Не по нарезкам из интернета. Не по «звездным» характеристикам. В ту же олимпийскую паузу он дал своим ребятам невероятную физическую нагрузку. И вот они летали по льду, с легкостью взяв высоту, недоступную «ястребам». Да и против «Салавата» «Нефтехимик» выглядит просто блестяще.
О «Спартаке» и вовсе нечего говорить. Команда сделана по образу и подобию пана Ржиги — такая же страстная, бесстрашная и умнющая. Их битва с аксакалом Воробьевым — просто украшение этого плей-офф.
Игры за Кубок Гагарина явно вышли показательными для моего друга. И показательны они для нашего хоккея. Пока у нас нет команд с собственным лицом — у нас есть тренеры с собственным подходом. Этот плей-офф не открывает команды, он подчеркивает класс работающих в них тренеров.
Кадры решают
Мнение Юрия Розанова
Разумеется, всякая команда — тренерская. Просто по определению. Если бы тренер ничего не значил, то рано или поздно их просто не стало бы, тренеров этих. Однако сводить все к тому, что команда «А» — это тренер «Б» и больше ничего, по-моему, неверно. Думаю, что это идет во многом от монархичности нашего уклада: что сверху, что снизу. Не только в хоккее… Дума может заседать сколько угодно, а решает все один человек. Так думает большинство. И это самое большинство славит этого «одного», когда дело спорится. И этого же «одного» будет требовать наказать, если что-то не так.
По-моему, большинство думает правильно. Но не в смысле «только так и надо». А в смысле — у нас так и есть.
Приходили в сборную Быков и Захаркин — их считали едва ли не самозванцами, не верили им, рвали на куски. Выиграли они два чемпионата мира — стали неподсудны нигде и ни в чем. Проиграли Ванкувер — стали опять виновны во всем. А вы говорите Ржига…
«Бомбы» плей-офф: ХК МВД, «Спартак», «Нефтехимик» — разумеется, резонируют (даже энергетически) «по-тренерски» и «по-игроцки». Разве разбрасывающий адреналин Ржига сильно отличается в этом от того же Карпина? С превентивными даже наездами на судей? С витающим постоянно в воздухе «неясно, потому интересно»? И разве это не есть «Спартак»? Такой, каким его знают поколения?
Ну и что? Почему надо сразу плакать: «Вот если Ржига уйдет, ничего не останется»? Почему надо предрекать провал «милиционерам», если там не будет Знарока и Витолиньша? Я не даю прогноз на «тридцать лет беспроблемной жизни». Я просто спрашиваю — почему? Разве нельзя было очароваться лидерской харизмой того же Рыбина в прошлом году — и объявить после его ухода в СКА: «Все!» И разве так не было? Ну и, как говорится, где все это?
«Спартак» в нынешнем плей-офф — самая агрессивная на чужом пятачке команда. Самая сильная духом. Скажите, это Ржига? Я отвечу: конечно. Но в еще большей степени — это «Спартак».
Приходящая от матча к матчу уверенность ХК МВД, скорость, скорость, скорость, — это Знарок с Витолиньшем? Конечно. Но разве это и не красочное открытие матчей? Не «подача»? И это тоже, правда? Когда до сих пор не слишком известный большинству любителей хоккея форвард по фамилии (говорю почти наугад) Кокарев «возит» кого угодно, давайте мы возьмем и скажем: «Вот позовут парень, твоих наставников куда повыше, ты и сдуешься, хи-хи». Я перегибаю, понимаю. Но, так сказать, по одному из законов Ньютона. Действие равно противодействию. Если можно «туда», так и «сюда» — тоже можно…
«Спартак» — это борьба. Траффик на чужом пятачке. ХК МВД — скорость, шикарный выход из зоны, вступление в борьбу за шайбу там, где ее потерял. «Нефтехимик» — взрослость и основательность даже молодых в каждом эпизоде… Все это любой из тренеров ставит, исходя из кадрового ресурса. А не только из своего видения игры. Это так. Но скажите мне: если кто-то озаботится приглашением Ржиги или Крикунова на большие миллионы и гранд-задачи, он (они) должен ориентироваться только на этот плей-офф? Или копнуть поглубже и вспомнить Ржигу в «Атланте». А Крикунова — хоть где…
Лучше же, мне кажется, не копать. А отдать каждому свое. И игрокам тоже. Работа тренера ведь не только в построении рисунка игры «здесь и сейчас». Но и в работе «на завтра». И разве не является одной из тренерских задач обеспечение «эффекта запоминания»? Так что я просто радуюсь, что появились у нас команды, способные задать перцу кому угодно. А от прогнозов «кукушка-кукушка, сколько я лет проживу?» — предпочту воздержаться. Мне лично так интереснее.
В постсоветское время я знаю только одну абсолютно тренерскую команду. В том, смысле, который вкладывает в это понятие Денис. Это «Лада» Петра Воробьева. Вот он сейчас не там, и «Лада» развалилась. Но даже в этом случае — развалилась-то она совсем по другим причинам, правда?