После проигрыша «Динамо» со счетом 1:5 в предыдущем туре чемпионата России нападающий «Спартака» Артем Дзюба публично назвал тогда еще главного тренера красно-белых Унаи Эмери «тренеришкой». «Спорт» попытался выяснить, имеет ли игрок право на такие высказывания, даже будь он величайшим футболистом в мире.
Рудольф Загайнов, спортивный психолог:
— Каждый человек имеет право высказывать свою точку зрения. Может быть, он был тогда сильно обижен на тренера. Я проработал десять лет в футболе и знаю, как происходят такие вещи. Футболисты часто недовольны руководством и тренером, потому что те постоянно критикуют игроков, не ставят в состав. Я еще не встречал ни одной команды, в которой бы тренер пользовался абсолютным уважением. Есть такое понятие — профессиональная честность. В футболе оно, к сожалению, отсутствует. В футболе результаты всех игр изначально оговариваются. Если игра все же честная, то за это отдельно платят судьям. Игроки часто договариваются между собой, а мы сидим и смотрим на это как идиоты. Наказание Дзюбы — это мелочь. Такие вещи должны быть прописаны у него в контракте. В американском баскетболе самые суровые штрафы накладываются как раз за публичное обсуждение товарищей по команде и тренеров.
Борис Собкин, тренер теннисиста Михаила Южного:
— С одной стороны, любому игроку говорить такие вещи непозволительно. Это элемент унижения при любых отношениях между людьми, без привязки к футболу. Но есть одно но. Я вам честно скажу, я не знаком с Дзюбой лично, но, на мой болельщицкий взгляд, Эмери частенько обходился с ним несправедливо. Я понимаю обиду Дзюбы. Его не ставили в состав, хотя каждый раз, когда выходил на замену, он забивал голы. Парень сорвался, сказал это на эмоциях. Не надо вешать на него всех собак. На самом деле по всем его предыдущим высказываниям и интервью он — один из самых адекватных футболистов в России. Штраф в размере половины месячной зарплаты — слишком жесткое наказание. Я бы меньше его оштрафовал. Подобные ситуации случаются сплошь и рядом, в том числе и в теннисе. Игрок расходится с тренером и начинает его поливать: да он вообще никакой, полный ноль и так далее. Так что ничего особенного здесь нет.
Владимир Казаченок, легендарный форвард «Зенита»:
— Честно говоря, мне даже неохота ничего комментировать по этому поводу. Это только лишний раз привлечет внимание к этой ситуации. Кто такой этот Дзюба, чтобы я о нем что-то говорил? Для меня не важно, что он там сказал. Говорить можно все что угодно. Главное — что человек показывает на поле. Но даже если бы Артем забивал по три мяча в каждой игре, он все равно не имел бы права говорить такие вещи. Как был Дзюба некультурным человеком, так он им и останется. Мое мнение ни о нем, ни о «Спартаке», ни об Эмери не изменилось. Чтобы что-то говорить, нужно иметь на это какое-то моральное право. Вряд ли сам Эмери как-то расстроился по этому поводу. Он умный человек. Есть такая русская пословица: «На дураков не обижаются».
Алексей Кознев, экс нападающий СКА:
— Даже Марадона вряд ли бы позволил себе подобное высказывание. Если Артем считает себя вправе говорить такие вещи, значит, ему еще многому нужно учиться и много работать. Обсуждать тренера — не его дело. Он должен выходить на поле и играть. Штраф на половину месячной зарплаты — не показатель. Если бы ему запретили играть, было бы другое дело. Этот поступок — показатель его личностного развития. Легче сказать «тренеришка», чем выйти на поле и забить два мяча. Сейчас уволили из СКА Милоша Ржигу. Илья Ковальчук в интервью по этому поводу четко сказал, что он не имеет права обсуждать тренера. Вот вам и пример того, как нужно вести себя в подобной ситуации. И это при том, что Илья Ковальчук — мегазвезда. А кто такой Артем Дзюба? Один раз попал в сборную, вот и все его достижения.
Сергей Корниленко, футболист «Крыльев Советов»:
— Я хорошо отношусь к Артему. Мы вместе с ним играли в Томске. Поэтому я ничего не хотел бы говорить по этому поводу. Я слишком сильно его уважаю и считаю его своим хорошим другом. Артем человек амбициозный, не умеет проигрывать, всегда стремится только к победе. Поэтому я думаю, что после проигрыша «Динамо» он просто не сумел сдержать свои эмоции.