В следующем году Петербург, видимо, снова будет представлен в первом дивизионе отечественного футбола. Нужно ли это нашему городу? Об этом шел спор в редакции «Спорта».
Мнение Николая Попова
Как известно, Петербург — вторая столица России. В Первопрестольной пять команд премьер-лиги, и ни у кого из москвичей не возникает вопроса, нужно ли городу такое количество команд. Да, в Белокаменной с деньгами все в порядке. Городские власти и спонсоры могут позволить себе содержать несколько клубов высокого уровня. Возможности Петербурга скромнее, однако даже в таких городах, как Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Воронеж, Ставрополь и даже подмосковный Подольск, по две футбольные команды мастеров, а в Краснодаре их и вовсе три. Спрашивается, чем Питер хуже?
В 1970-е ленинградское «Динамо» было своеобразным поставщиком футболистов для «Зенита». Большинство игроков, выигравших в 1984-м чемпионский титул, прошли динамовскую школу (заодно и армию отслужили). У руководителей «Зенита» тоже были мысли выстроить пирамиду, в которой может найтись место для клуба первого дивизиона. «Смена-Зенит» пока не претендует на повышение в классе. Бело-голубые же свою задачу решили. К тому же их руководство не раз заявляло о готовности сотрудничать с «Зенитом». Почему бы не воспользоваться удобным моментом?
Если петербургское «Динамо» не войдет в зенитовскую структуру, ему придется жить самостоятельно. Минимальный бюджет, требуемый для первого дивизиона, — 3 млн евро. Сейчас «Динамо» помогает Спорткомитет, оплачивающий переезды команды. Естественно, в первом дивизионе, где есть Хабаровск и Владивосток, расходы возрастут. Но в «Динамо» надеются на помощь той же администрации города, частных структур. Вполне можно и урегулировать вопрос со стадионом: напомним, что «Петротрест» (прежний бренд команды) играл на Малой арене «Петровского», когда выступал в первом дивизионе.
Нужна ли такая команда болельщикам? Напомню, что несколько лет назад стыковой матч динамовцев за выход в Первый дивизион с липецким «Металлургом» собрал 15 тысяч человек, да и затем на играх бело-голубых трибуны «Петровского» не пустовали.
Из немалого количества клубов за более чем столетнюю историю футбола в городе на Неве лишь «Зенит» и «Динамо» дожили до наших времен. И у «Зенита» бывали тяжелые времена, когда на его игры собиралась горстка фанатов. Если во времена СССР, когда ленинградские клубы соперничали с командами из Киева, Тбилиси, Минска, Еревана, Баку, Ташкента (то есть практически со сборными союзных республик) наш город представляли два коллектива, то почему сейчас нельзя?
Мнение Михаила Григорьева
Первый дивизион, или первая лига, как его еще по привычке многие продолжают называть, в нашей стране — турнир самодостаточный. Его некорректно, на мой взгляд, сравнивать с серией В в Италии или «чемпионшипом» в Англии. Там десятилетиями существуют по-настоящему профессиональные клубы, зарабатывающие на жизнь самостоятельно. У каждого преданные болельщики, у которых любовь к клубу передается из поколения в поколение, а среди них находятся меценаты — именно меценаты, а не спонсоры — готовые тратить деньги на футбол исключительно из любви к нему.
В России же так сложилось, что футбольные клубы представляли предприятия или ведомства, а потому, когда пришли новые времена, с экономической точки зрения оказались убыточными. Терпеть же убытки можно только из-за более высоких целей, чем любовь к футболу. Руководители наших клубов клянчат средства у местных властей и бизнесменов (зачастую это одни и те же люди), напирая на социальную значимость футбола (раньше, во времена, которым посвящена комедия «День выборов», был еще один весомый аргумент: «Это же ваш электорат!»).
Но если в городе или регионе уже есть клуб, и довольно успешный, то к чему огород городить? Зачем вкладываться в проект, заведомо убыточный и не сулящий даже в отдаленной перспективе дивидендов?
Делать это могут лишь люди с амбициями, в какой-то момент не оказавшиеся в одной упряжке с власть имущими. Надолго их не хватает. Сергей Амелин возился с питерским «Динамо» четыре года. Табачный магнат Иван Саввиди в Ростове, взявшийся было возрождать знаменитый некогда СКА, охладел быстрее. Футбольный клуб — слишком дорогая игрушка, чтобы содержать ее на свои средства. Рано или поздно все заканчивается протягиванием руки к губернатору, мэру или главе могущественной госкорпорации. В Питере ниша уже занята.
Точно так же занято и «электоральное поле». В Северной столице за сорок с лишним лет так привыкли к монополии «Зенита», что «Динамо» готовы воспринимать только как некий довесок к главной команде города. Болельщиков у бело-голубых нет, если не считать нескольких десятков подростков, выбравших свойственную возрасту протестную модель поведения — мол, все за «Зенит», а я против! Когда в начале 2004 года «Динамо» в очередной раз прекратило существование, никаких протестов народных масс не было. Как говорится, умерла так умерла.
Об истории и традициях говорить нечего. В Москве приказало долго жить легендарное «Торпедо». В Волгограде простились с «Ротором», а ведь эти клубы совсем недавно выигрывали медали. Что уж говорить о питерском «Динамо», больше полувека не имеющем достижений?
Зачем команда без болельщиков и без денег? Или у компании «Петротрест», финансирующей «Динамо», мало печального опыта выступлений в первом дивизионе?