Туринский «Ювентус» стал вторым профессиональным клубом Италии, который обзавелся собственным стадионом. Теперь команда не зависит от прихотей местных властей и может строить бизнес по-новому.
Торжества по поводу открытия стадиона в Турине приурочили к началу сезона. Опробовать газон в ходе товарищеского матча пригласили скромный английский клуб «Ноттс Каунти», который связан со «Старой синьорой» давними узами партнерства. Англичане в свое время помогли итальянской команде раздобыть комплект знаменитой бело-черной полосатой формы, от которой пошло еще одно прозвище «Ювентуса» – Le Zebras. Устав от бесконечной стирки линяющих розовых футболок, руководство клуба в 1903 году через игравшего в Турине англичанина Джона Сэведжа попросило родоначальников футбола прислать им нормальный комплект обмундирования. Клуб из Ноттингема пошел навстречу, и с тех пор футболисты «Ювентуса» обрели легко узнаваемое лицо.
Завершив описания красочного праздника открытия, итальянские журналисты с жаром принялись обсуждать последствия решительного разрыва «Ювентуса» с общепринятой практикой. Собственно говоря, ведущий клуб автомобильной столицы Италии начал борьбу с традициями еще в 2003 году, когда выкупил у муниципалитета землю, на которой стоял хорошо известный футбольному люду «Стадио делле Альпи». Арена была не старой – ее построили к чемпионату мира 1990 года, но не пользовалась популярностью у болельщиков. 69-тысячник заполнялся на матчах первенства Италии всего лишь на треть, а поле отделяла от трибун беговая дорожка, мешавшая наблюдать за игрой, смакуя мельчайшие подробности.
В результате «Стадио делле Альпи» был разрушен, а на его месте по проекту архитекторов Эрнандо Суареса и Джины Дзаванеллы возвели новую арену, более компактную и удобную для зрителей. В нынешнем сезоне «Ювентус» уже продал около 30 000 годовых абонементов на домашние игры, а в скором времени начнет получать еще и дополнительные доходы от громадного супермаркета, входящего в комплекс сооружений стадиона. Появившиеся в распоряжении клуба средства можно будет пустить на развитие юношеского футбола и покупку новых игроков, которые усилят выпавшую в последние годы из числа лидеров команду.
Работа на чужого дядю
Итальянские клубы наконец-то осознали жизненную важность дистанцирования от местных властей, что может быть достигнуто лишь благодаря собственным аренам. Этим летом местные СМИ с наслаждением смаковали громкую ссору президента римского «Лацио» Клаудио Лотито с руководством Национального олимпийского комитета Италии, которому клуб задолжал почти 2 млн евро за аренду столичного «Стадио Олимпико». Итогом перебранки стало признание Лотито персоной нон грата на стадионе за то, что он нехорошо отозвался о президенте НОК Джанни Петруччи.
Этот фарс еще раз показал негативные стороны существующей зависимости. В настоящее время своим стадионом владеет, помимо «Ювентуса», лишь один профессиональный клуб – «Реджана», хотя планами строительства арен обзавелось большинство команд Серии А. Однако согласование документов и утверждение проектной документации проходят в Италии невероятно долго, поэтому на протяжении ближайших нескольких лет «Ювентус», наверняка, останется единственной элитной командой, которая получит со своих владений дополнительный доход. «Италия – ненормальная страна. В крупных европейских лигах клубы получают 25–27 % доходов от эксплуатации собственных стадионов. В Италии эта цифра составляет всего 13 %», – отметил коммерческий директор «Ювентуса» Франческо Кальво. По его подсчетам, в наступившем сезоне команде благодаря новому стадиону удастся собрать около 32 млн евро.
Правда, в настоящее время в правительстве рассматривается проект закона, позволяющий при строительстве стадионов сократить время бумажной волокиты с восьми лет до одного года. Однако сильная оппозиция в лице нынешних владельцев арен – местных властей и спортивных организаций вполне может потопить эту инициативу.
Президент клуба «Чезена» Игор Кампеделли прекрасно понимает, насколько нелегко приходится командам, не имеющим своего дома. Его клуб уложил на домашнем стадионе искусственный газон стоимостью 1 млн евро, установил большие экраны для трансляции рекламы и показа наиболее интересных моментов матча, но дальше идти не собирается. Ареной владеют местные власти, и, естественно, «Чезене» невыгодно вкладывать деньги в чужую собственность. Принадлежи арена клубу, она бы использовалась не только при проведении футбольных матчей, но и в других целях, в частности, для организации концертов и шоу.
Подобная картина наблюдается и в других городах. В Милане, на знаменитом «Сан-Сиро», в ложе прессы долгое время не работал беспроводной интернет, поскольку арендующие стадион клубы «Милан» и «Интер» никак не могли договориться о том, кто должен взять на себя расходы по его оплате.
С другой стороны, команды не располагают достаточными средствами для того, чтобы вкладывать их в строительство новых арен. Надежды на то, что этим займется государство, испарились после того, как заявка Италии на проведение первенства Европы – 2016 потерпела неудачу. Сложная экономическая ситуация, громадный дефицит бюджета страны, неустойчивый евро – все это не способствует старту амбициозных и дорогостоящих проектов.
Впереди –успешный год
Естественно, новая арена «Ювентуса» оказалась нашпигована различными высокотехнологичными новинками. В первую очередь теми, что призваны сберечь окружающую среду. Часть электроэнергии для нужд стадиона вырабатывается солнечными батареями, во многих системах используется технология замкнутого цикла. Отдельные конструкции старого стадиона также пошли в ход: их отправили на переработку и использовали при строительстве новой арены. За счет этого клубу удалось сэкономить 2,3 млн евро.
Вокруг стадиона раскинулась просторная зеленая зона, в которой отведено специальное место для увековечения памяти 50 знаменитых игроков, выступавших в полосатых футболках, – некое футбольное подобие голливудской Аллеи звезд.
«Ноттс Каунти» свел матч с «Ювентусом» вничью, хотя силы команд были далеко не равны. «Виной» тому церемонность и торжественность, сопровождавшие игру с первой до последней минуты матча. Уже в первом туре первенства Италии «Ювентус» сокрушил у себя дома со счетом 4:1 «Парму». Как свидетельствует статистика, после переезда на новую арену клубы, как правило, выступают лучше. Изучив похожие истории в Англии, журналисты выяснили: в сезоне, предшествовавшем смене «места обитания», клубы в среднем набирали дома 62 % очков. На новой арене эта цифра сразу же возрастала до 65 %. С выкладками англичан полностью согласен президент «Юве» Андреа Аньелли, очень довольный переездом на новый стадион: «В нынешнем сезоне это принесет нам дополнительно 10 очков». Так что «Старой синьоре» предстоит успешный год...
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №36 (21-27 сентября 2011 года)
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.