Похоже, на третье зимнее межсезонье при Спаллетти клуб все-таки сделал выводы в вопросах селекции.
Неужели надоел форс-мажор?
На самом деле это уже четвертая совместная зима «Зенита» с итальянским тренером, но, во-первых, на стыке 2009 и 2010 года Лучано только принял команду со всеми отсюда вытекающими... А во-вторых, если кто забыл, сине-бело-голубых тогда не ждал еврокубковый февраль. Свое участие в Лиге Европы «Зенит» завершил еще в августе, споткнувшись на предварительном этапе. В последующие два года повторялась одна и та же картина — разговоры о необходимости усиливать команду трансформировались в слухи о возможном приезде на берега Невы известных мастеров «европейского уровня», имена потенциальных новичков на страницах СМИ по несколько раз сменяли друг друга, но закрытие трансферного окна дважды подряд означало одно и то же — поход за евротрофеями «Зениту» придется совершать силами старой гвардии. После чего из тренерского и руководящего штабов следовали объяснения.
Суть которых сводилась к тому, что коль уж в этот раз договориться с опытными мастерами не удалось, то лучше оставить все как есть. Так как поднять на новый уровень игру «Зенита» могут лишь игроки «соответствующего класса». Рассуждения эти были сколь предсказуемые, столь и логичные. Так же как не было сомнений, что «Зенит» наверняка вел переговоры не с одним известным футболистом, искренне желая и Спаллетти возможность для маневра расширить, и болельщиков новой примой порадовать. Другое дело, что от справедливости этих посылов уязвимость команды в европейских баталиях меньше не становилась.
Стабильность показателей на европейских приборах
Лигу Европы «Зенит» завершил уже в середине марта. Конечно, можно вспоминать нелестными словами арбитра в ответном матче на «Петровском», не поставившего пенальти в ворота «Твенте» при счете 2:0 в пользу «Зенита». Как и справедливо рассуждать, что, сравняй подопечные Спаллетти счет по итогам двух матчей, под рев родных болельщиков наверняка бы скрутили «Твенте» в бараний рог. Но даже при этом не отпускало чувство закономерности, которая оставила «Зенит» вдали от трофея.
Ведь противостояния с голландским клубом вполне могло вообще не быть, так как от скромного «Янг Бойз» в предыдущем раунде питерцы отскочили просто чудом. И во многом как раз потому, что перед вторым матчем случился форс-мажор — слег с температурой Кержаков, Бухаров продолжал восстанавливаться после травмы, а для отряженного на острие атаки Лазовича это не то место, где он себя чувствует в своей тарелке. Стараний Данко и помощи партнеров тогда хватило, чтобы общие 1:3 в дебюте ответного матча превратить в итоговую победу, тем не менее проблема обозначилась в полный рост. Казалось, что не хватает ресурсов, чтобы по ходу матча усилить собственную игру и одновременно удивить соперника. По-другому это называется «глубина состава». И если в чемпионате России этой глубины хватало с запасом, то в Европе ее недостаток показывали даже не самые строгие приборы из Швейцарии с Голландией.
От «Бенфики» к «Ливерпулю»
Спустя год ситуация почти повторилась. Знаковый выход в плей-офф Лиги чемпионов «Зенит» сопроводил ожидаемыми обещаниями новых рекрутов из Европы, которые помогут вести команду к новым титулам. Тем не менее к историческому противостоянию с «Бенфикой» команда подошла в прежнем составе и Максимом Канунниковым, вернувшимся из годовой аренды в Томске.
Трудовая победа и виртуозные голы в ворота португальцев в первом матче принесли не только праздник для болельщиков, но и уверенность, что даже в этом составе «Зенит» способен укладывать на лопатки завсегдатаев сильнейшего турнира Европы. Но ответный матч показал, насколько переменчивой может быть команда в прежнем составе. За два тайма в Лиссабоне команда так и не смогла выйти из плотных тисков «Бенфики». Именно после того матча словно огонь вспыхнули разговоры о необходимости перемен в составе сине-бело-голубых. И возможно, именно тогда в селекционном отделе клуба сделали поправки в подготовке к зимнему межсезонью. Когда объективные сложности в виде разгара европейских чемпионатов, нежелания звезд ехать в Россию и возможных «надбавок» именно для «Зенита» — всего лишь условия работы, а не причина сбоя в селекции.
Португалец Нету и серб Милан Родич — недорогие футболисты (за первого «Зенит» заплатил €4,7 млн (если верить порталу transfermarkt.de), за второго и вовсе миллион), пришедшие к тому же не из топ-клубов. Им пока далеко до верхних этажей популярности в отличие от того же Халка. И потому их появление в «Зените» — нечто новое в методах комплектования клуба в газпромовскую эпоху. Которые подразумевают не только возможность справиться с последствиями форс-мажора (травмой Кришито), не только усиление конкуренции и наведение порядка в центре защиты, но и рост вместе с командой. Нету — 24, Родичу — 21. Их альянс с «Зенитом» может сулить в будущем и знаковый ход — например, если кто-то из них уйдет на повышение в европейский топ-клуб и существенно пополнит клубную казну. А приобретенный летом за 300 тысяч евро Джорджевич может стать примером ведения грамотной селекции. Если, конечно, Лука получит шанс при здравствующих Халке, Кержакове и пока не списанном Бухарове. Тогда пользу на годы «Зенит» для себя купил всего за 6 млн евро. Есть у таких покупок и еще один плюс. Ценность которого, возможно, проявится лишь со временем. И все же теперь будет гораздо меньше оснований взрывать трансферный рынок в последний день дозаявок и одновременно подкладывать фитиль под атмосферу в команде.
Пока писал эти строки, пришло сообщение, что из-за травмы сбор «Зенита» покинул Константин Зырянов. Пусть кадровая ситуация в средней линии намного благополучнее, чем в обороне, да и времени до окончания дозаявок в чемпионат России еще вагон. И все равно не удивлюсь, если в ближайшее время «Зенит» сделает ответный ход и на эту ситуацию. Ход, который позволит не только решить проблему сегодня, но и приносить пользу завтра.