Гнев значительной части болельщиков и журналистов достиг критической точки. «Норвежские астматики» опять стали воплощением зла и очередным доказательством всемирного империалистического заговора против российских спортсменов, которые ведут неравную борьбу с огнедышащими скандинавскими чудовищами.
В воспаленном сознании среднестатистического российского болельщика, искренне переживающего за свое отечество на крупнейших спортивных форумах современности, появляется страшная картина. Толпы норвежских лыжников и биатлонистов регулярно заполняют коридоры государственных и частных клиник Осло, Тронхейма, Бергена и прочих норвежских городов, и, нарочито показывая тяжелую отдышку, хрипы и стоны, получают заветную справочку со штемпелем – «болен астмой». Затем тут же залетают в соседнюю аптеку и оптом закупают все имеющиеся там запасы ингаляторов, таблеток и прочей гадости, благодаря которой они бегут, не замечая усталости и соперников, спринтерские и стайерские дистанции. И так повторяется из года в год…
К счастью или к сожалению, но все это не имеет ничего общего с реальностью. Анализ документов Всемирного антидопингового агентства, международных спортивных документов и изучение глобальной проблемы астмы в современном мире позволяют сделать вывод о том, что обвинения, бросаемые в адрес норвежских спортсменов, в основной своей массе беспочвенны и совершенно несправедливы.
Начнем с того, что астма в настоящее время является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний на нашей планете. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, от астмы сегодня страдают около 300 миллионов человек. А если применять менее строгие критерии для диагностики этого заболевания, то количество болеющих астмой может возрасти в разы.
Астме посвящены тысячи научных исследований, объясняющих причины возникновения этого заболевания и способы его лечения. Однако, у спорта и астмы есть свои особые взаимоотношения. Дело в том, что среди разновидностей астмы выделяют так называемую астму физического напряжения (усилия) – одно из проявлений гиперчувствительности дыхательных путей, которое выражается в острых бронхоспазмах непосредственно во время либо сразу после физической нагрузки.
Причиной появления признаков астмы в результате физических нагрузок является охлаждение слизистой дыхательных путей вследствие гипервентиляции, обусловленной физической нагрузкой. Ученые так до сих пор и не пришли к единому мнению, является ли астма физического напряжения самостоятельной формой астмы либо физическая нагрузка лишь провоцирует уже имеющееся заболевание. Тем не менее, очевидным является тот факт, что серьезные физические нагрузки так или иначе, но могут повлиять на развитие астматического компонента. Таким образом, спортсмены в большей или меньшей степени, но оказывается в зоне риска этого хронического заболевания. И с каждым годом фиксируется тенденция к росту количества элитных спортсменов, страдающих астмой.
Так, например, по данным Олимпийского комитета США 67 из 597 (11%) американских олимпийцев на Олимпийских играх 1984 года в Лос-Анджелесе болели астмой. Через 12 лет на Олимпийских играх 1996 года в Атланте уже более 20% атлетов из США были астматиками. Примерно аналогичный процент болеющих астмой были среди британских атлетов на Олимпийских играх 2000 года в Сиднее и 2004 в Афинах (21,2% и 20,7% соответственно).
Вероятность появления астмы увеличивается еще и в том случае, если спортсмен значительную часть времени тренируется в холодную погоду, при серьезных отрицательных температурах. В скандинавских странах, особенно это касается Норвегии и Швеции, в течение последних двух десятилетий активно исследуется вопрос о присутствии астмы у спортсменов, занимающихся лыжными видами спорта и биатлоном. И все без исключения исследования убедительно доказывают, что примерно половина скандинавских элитных спортсменов-«зимников» страдают от астмы или бронхиальной гиперчувствительности.
И здесь мы подходим к ключевому моменту, объясняющему феномен «норвежских астматиков». В Норвегии ребенок, занимающийся спортом и страдающий от астмы, – это нормальное явление. Многочисленные примеры успешных спортсменов топ-уровня, у которых присутствуют проблемы с астмой, приучили детских тренеров в Норвегии (да и в большинстве других развитых стран) не шарахаться от таких детей, а, наоборот, дать им шанс вырасти в профессиональных спортсменов, несмотря на хроническое заболевание.
Увы, но в нашем отечестве о таком подходе можно только мечтать. Не секрет, что в наших спортшколах диагноз «астма» является, по сути, приговором для ребенка, желающего заниматься спортом. Поэтому не стоит удивляться, что в составе норвежских лыжной и биатлонной сборных чуть ли не половина спортсменов страдают от астмы в то время, как процент аналогичных случаев в отечественном спорте высших достижений гораздо ниже.
Безусловно, Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) не могло пройти мимо проблемы «астматиков» среди топ-спортсменов. Известно, что люди, страдающие этим заболеванием, нуждаются в регулярном использовании определенных лекарственных препаратов, некоторые из которых содержат вещества, входящие в Список запрещенных веществ и методов, ежегодно утверждаемый ВАДА.
В связи с этим, специалисты из ВАДА разработали детальный регламент получения спортсменами, нуждающимися в таких лекарственных препаратах, разрешения на их использование. Еще раз необходимо подчеркнуть, что спортсмен имеет право использовать запрещенное вещество для лечения от астмы только после получения специального разрешения международной федерации по виду спорта. Такое специальное разрешение выдается после тщательного и всестороннего исследования каждого запроса на использование запрещенных веществ.
Положительное решение, то есть разрешение на использование определенного запрещенного вещества, выдается только после изучения истории болезни спортсмена, начиная с раннего детства, медицинского осмотра и лабораторного исследования с применением специального медицинского оборудования для выявления симптомов астмы. Кроме того, каждые четыре года спортсмен, получивший такое разрешение, подвергается повторному медицинскому исследованию.
Таким образом, бытующее в журналистско-болельщицких кругах мнение о том, что норвежские спортсмены чуть ли не в домашних условиях штампуют себе справки о наличии астмы является глубоким заблуждением. Выдаче разрешения на использование запрещенных веществ (причем строго определенных препаратов) предшествует достаточно продолжительная и скрупулезная процедура изучения каждого конкретного случая специалистами-медиками, привлеченными международными федерациями, и положительное решение принимается только при наличии неопровержимых доказательств наличия у спортсмена астмы.
Кстати, именно наличие столь жесткой и строгой системы выдачи разрешений на использование запрещенных веществ и является одной из причин того, что даже те наши немногочисленные спортсмены, которые болеют астмой, оказываются в заведомо неравных условиях с астматиками из других стран. Повсеместное отсутствие квалифицированного медицинского обеспечения спортивных сборных команд России не позволяет нашим спортсменом вести профессиональный диалог с международными антидопинговыми службами. Увы, но в большинстве сборных команд элементарно отсутствуют специалисты, которые смогли бы обеспечить подбор документов для направления запроса на использование запрещенных веществ для лечения астмы.
В этой связи очень обнадеживающим является факт появления в России по-настоящему сильной национальной антидопинговой организации («РУСАДА»). С ее помощью, хочется надеяться, руководство отечественных спортивных федераций сможет наладить и сделать более эффективной свою работу в области противодействия применению запрещенных веществ и методов, а также в необходимых случаях получать от международных антидопинговых служб разрешения на использование запрещенных веществ.