Корреспондент «Спорта День за Днем» поговорил о системе VAR и судействе на мундиале-2018 с бывшим арбитром международной категории Николаем Левниковым, работавшим на чемпионате мира 1998 года во Франции.
Не уверен — не наказывай
— Почему на чемпионате мира пока показали мало карточек? — Малое количество карточек объяснимо — идет инструкция от судейского комитета ФИФА: не надо показывать карточку, если можно применить другие методы. И я считаю, что это правильно. Зачастую судьи перебарщивают — показывают карточку, когда можно сделать замечание. И из-за предупреждений игроки пропускали важнейшие матчи чемпионата мира. Инструкция дана четкая, и большинство арбитров ей следуют. Некоторые вообще стараются не показывать желтые карточки. Опять же много зависит от класса арбитра.
— При этом швейцарцы били Неймара по ногам весь матч (Бразилия — Швейцария — 1:1, первый тур группы E). И арбитр мог пресечь грубость. Но из-за рекомендаций, о которых вы сказали, бразилец рисковал получить травму. — Надо подходить ко всему разумно. Это была командная тактика Швейцарии. В правилах сказано, что судьи должны оберегать здоровье игроков. Если идут систематические нарушения правил, то необходимо применять карточки, нужно остановить командную грубость. Также мы увидели, что ряд пенальти был назначен с помощью системы VAR. Поэтому и количество назначенных одиннадцатиметровых выше, чем на предыдущих чемпионатах. VAR дает возможность увидеть моменты, которые не видны невооруженным глазом.
— С VAR футбол стал справедливее? — Об этом рано говорить. Но у болельщиков, которые пришли на стадион, возникает однозначное чувство того, что футбол стал справедливее. Потому что судьи выносят более взвешенное решение после того, как просматривают момент много раз.
— Не кажется ли вам, что арбитры, которые не видят нарушение в штрафной, а после назначают пенальти при помощи VAR, расписываются в своей некомпетентности? — Нет. Судьи работают хорошо, кроме одного, может, двух очевидных моментов на этом турнире. Если бы их квалификация соответствовала, то они бы увидели эти моменты без VAR. Но наше и другие поколения судей учили: если не уверен, что было нарушение, ни в коем случае не назначай пенальти. Не думаю, что, говоря о VAR, можно говорить о некомпетентности. Да и в целом, повторю, на чемпионате мира было лишь два неочевидных момента.
Мы мало говорим о судьях — это самое главное
— Принципы и правила работы судьи не менялись долгое время. Нюансы работы трансформировались с приходом системы VAR? Теперь работа судьи требует и другой подготовки? — Не думаю. Всегда в первую очередь ценились те арбитры, которые умеют управлять игрой. Дал судья пенальти или нет — всегда в развитых футбольных странах к этому относились не столь болезненно. Это часть игры, часть человеческого фактора. Больше ценилось умение управлять, найти общий язык с лидерами команды, умение судить так, чтобы было как можно больше игрового времени, как можно меньше остановок. И на этом чемпионате мы видим, что лучшие арбитры дают возможность играть, четко чувствуют психологию футболистов, находят контакт, управляют «стенкой» и не поддаются на провокации футболистов. И это происходит на всех участках поля, не только в штрафной. Мне кажется, роль арбитра с системой VAR не изменится, она как была высокой, так ею и останется. За исключением определения офсайда, все решения остаются за главным арбитром.
— Только ли за счет внедрения VAR увеличилось количество пенальти? Или есть другие причины? — Не думаю, что есть другие причины. Я бы не сказал, что сейчас в первых играх качество игроков нападения намного выше качества защитников. Что игроки обороны настолько плохо подготовлены, что не успевают за игроками атаки и поэтому фолят. Арбитры в целом судят хорошо, это мое общее впечатление, они не мешают командам играть. Мы не очень много говорим о судьях — и это самое главное. Впереди решающие матчи, и очень важно, чтобы те арбитры, которые еще не получили назначение, не перегорели.
— Теперь посрамлены противники VAR, утверждавшие, что футбол потеряет в активности? — Я бы не сказал, что они посрамлены. Судейский комитет ФИФА проверил эту систему на различных турнирах, провел очень плотную и хорошую работу за эти два года. Времени на просмотр моментов не уходит много. И мы видим, что происходят одна, максимум две остановки за матч для вмешательства видеоассистента. И эта минута компенсируется добавленным временем. Все нормально! Но для меня очень важно, чтобы не допускали явных ошибок, которые бы потом очень и очень болезненно обсуждались болельщиками и руководителями.
Завидую судьям этого чемпионата мира
— «Было бы здорово, если бы я мог посмотреть повтор!». Такие мысли посещали в годы вашей практики? — Если бы на чемпионате мира-98 во Франции были повторы, я бы отсудил больше чем одну игру, которую мне посчастливилось отсудить. Та ошибка оказалась роковой, и никто не помог мне ее исправить. Она была очевидной, но в той позиции, в которой я находился, я не мог увидеть момент. И повтор бы помог… Я завидую тем арбитрам, которые судят сегодня чемпионат мира — выходя на поле, они, полагаю, не боятся сделать роковую ошибку… Моя ошибка стала роковой не для футбола, она стала роковой для меня…
(В матче группы А ЧМ-1998 Бразилия — Марокко — 3:0 Николай Левников допустил ошибки, после чего не получал новых назначений. Наиболее горячо обсуждали эпизод на 18-й минуте, когда российский судья не показал карточку полузащитнику марокканцев Шибе. Тот, высоко подняв ногу, вонзился шипами в бедро Роналдо. Марокканцы, почувствовав вседозволенность, продолжили действовать жестко против ведущих игроков Бразилии. — «Спорт День за Днем»)
— Если бы арбитрам в те времена, в конце девяностых, сказали, что будет введен VAR, вы бы не поверили? — Не то чтобы не поверили, мы бы были против.
— Почему? — Однозначно против! Мы обсуждали, но технологии не было. В то время качество телетрансляций, количество камер не давали возможности четко определить правильность решения арбитра по видеокартинке. Все было бы запутано, если бы подобная система существовала в годы моей практики. Хотя момента с игрой рукой Анри можно было бы избежать при видеоповторе даже при качестве трансляций 10-летней давности.
(В стыковых матчах к ЧМ-2010 Франция — Ирландия в добавленное время ответного матча Тьерри Анри подыграл рукой и отдал голевой пас Вильяму Галласу. Этот гол позволил Франции выйти на мундиаль. — «Спорт День за Днем»).
Судья — это тот человек, которому верят. Так развивалось судейство. В последние годы по многим причинам это доверие было утрачено. В последние годы вообще люди по всему миру перестали друг другу доверять… И это недоверие перенеслось на спорт. Это недоверие привело к тому, что возникла необходимость использовать видеоассистента арбитра. Но я убежден: сильные рефери способны провести хорошие матчи и без помощи VAR.
С VAR не будет «руки Бога»? Подождите немного!
— Могут ли арбитры расслабиться, потерять концентрацию? Ведь теперь они знают, что у них есть подстраховка и их ошибку исправит видеоассистент? — Этого не будет. На следующие игры назначат арбитров, которые умеют принимать решения самостоятельно.
— С другой стороны, будь футбол «конвейерным», исключительно справедливым, то не подарил бы «руку Бога»… — Обождите! На этом чемпионате мира еще будут моменты, даже с видеоассистентом, о которых мы будем говорить еще очень-очень много.
— Почему Сергей Карасев пока не получил назначения на матчи в качестве главного арбитра? — Он один из самых молодых арбитров турнира (39 лет. — «Спорт День за Днем»). Думаю, руководители судейского комитета ФИФА найдут ему ту игру, которая сегодня соответствует его статусу и опыту.
— Стоит ли ввести VAR в РФПЛ? — Мы никуда от этого не уйдем. Время продиктует нам это решение. Если ничего сверхъестественного не произойдет на чемпионате мира, этот опыт перенесут на все ведущие чемпионаты.