С проблемами самарцев мы уже свыклись — финансовыми, административными, ресурсными. У «горожан» же, казалось, все заботы сводились к одному: скромному и не только по столичным меркам бюджету. Мы знали: волжане тонут в долгах, а москвичи, напротив, могут позволить себе хоть не самое радостное, но все равно стабильное планирование.
Так было в декабре две тысячи девятого. Первого года крупнейшего в истории последнего времени финансового кризиса.
Месяц прошел, всего один месяц. И как же все перевернулось.
«Крыльям» пообещали, что они будут жить. «Ростехнологии», прежде оказывающие клубу далеко не максимально возможную помощь, отныне станут курировать последнюю народную любовь Самарской губернии с большим рвением. Год будет для команды Юрия Газзаева чрезвычайно жестким, но, тем не менее, это будет год в премьер-лиге.
А вот что «Москва»? Уже распродавшая почти всех, кого только было можно. Сохранившая Жевнова, Ребко, Шешукова, Вукича, Якубко — вокруг кого можно будет попытаться выстроить новую команду, как строилась новая команда «Москвой» год назад. Хотя, кто сейчас поручится, что все они останутся в клубе к марту.
Я, например, не поручусь. На днях позвонили из Турции, попросили предложить Божовичу вратаря. Я с удивлением сказал: «так у него же есть Жевнов». Собеседник — человек не просто футбольный, а футбольный по-настоящему, один из тех, кто оказался в несколько последних сезонах на первой линии огня общественного внимания — замялся. Возможно, раздумывая над тем, стоит ли раскрывать тайну, еще не ставшую достоянием общественности. Но потом все же продолжил: «он уйдет» — и сумел не расколоться, куда именно.
Бедная «Москва».
Интересно — верен ли миф, что раньше на месте стадиона имени Стрельцова было кладбище? Официально теория никакого подтверждения не находит, но старые торпедовцы любят рассказывать эту историю — и почему-то шепотом.
Если правда — то человек суеверный здесь быстро найдет ответ на многие «почему». Почему судьба «Торпедо» оказалась такой тяжелой, хромой. Почему именно торпедовцам тяжелее всего найти себя в постигроцкой жизни. Почему судьба так жестока к тренерам, которые работали здесь, на Автозаводской улице. Взять хотя бы рулевых «Москвы»: каждый уходил не вовремя, а то и со скандалом — Никонов, Алейников, Петраков, Слуцкий, Блохин.
Человек, сумевший влюбить в себя все футбольное население России.
Честен. Приветлив. Прост.
Любит жизнь. Любит людей.
Футболисты от него без ума, равно как и пресса.
Отличные, рекордные результаты — да еще там, где, казалось, этого в принципе, быть не могло. В силу размытости, неоднозначности традиций. В силу, казалось бы, отсутствия игроков топ-класса.
Если честно — оторопь берет.
Столько совпадений, не говоря уже о голландской футбольной школе: и тренерской, и игроцкой. Вроде бы так не бывает — чтобы два таких разных человека, с такими разными судьбами, именами, карьерами, сошлись в одной точке в одно время.
Вы, наверное, уже поняли, о ком идет речь.
Хиддинк и Божович. Божович и Хиддинк.
Мне, как журналисту, как человеку, любящему задавать вопросы не только в силу профессии, но и по своему пытливому характеру, сейчас интересно порассуждать о том — что может быть дальше со сборной России.
Судьба «Москвы» под тем углом зрения, под которым я пытаюсь в эту минуту смотреть, не так интересна. Там все более однозначно — если «горожане», наконец, получат бюджет на этот год, значит все останется у них в реалиях сегодняшнего дня. Денег мало, но зато есть тренер-волшебник, умудряющийся любой подручный материал обращать в золото. Если не будет бюджета, значит, не будет и «Москвы». Или, по меньшей мере, не будет «Москвы» в премьер-лиге.
А вот сборная, разумеется, никуда не денется. Известно, как она начнет год — третьего февраля выборы президента РФС, седьмого — жеребьевка ЕВРО-2012, третьего марта — товарищеский матч с Венгрией. Но что дальше?
Я не знаю.
Возможно, у кого-то уже есть ответ. Звезды могут сложиться так, что Хиддинк останется. И тогда мы можем предположить — что будет дальше: каков курс, какая стратегия, какие правила.
Но если нет — что тогда? Если придется искать нового тренера — кто может им стать?
Чтобы его приняла команда, болельщики, журналисты, руководство, власть. Чтобы командный механизм работал как швейцарские часы — слаженно, без сбоев и скандалов.
Мне кажется, Божович может стать отличной кандидатурой — если, конечно, «Москва» окажется брошенной на произвол судьбы.
В нем есть все то, что есть у Гуса — профессиональный уровень, независимость, обаяние, человечность, взаимная симпатия с игроками, прессой и болельщиками. И если зажечься идеей, пропагандируемой объединением отечественных тренеров: «сборной России должен руководить только тренер-россиянин», Божович хорош как важное переходное звено от легионера к нашему специалисту. Вроде иностранец, а вроде бы и нет — знает язык, православный, понимает, что такое загадочная русская душа.
Но кажется и другое — то, что одному ему сил не хватит. Знания не хватит — знания команды, нашего футбола, а не знаний. И если звать Божовича в сборную — так в паре с Бородюком. Без привычного деления ролей босс-ассистент. Потому что Бородюк давно уже перерос роль второго тренера. Да и не привычный второй он тренер в сборной, на мой субъективный взгляд.
Спорно?
Возможно, да. Как каждая новая идея.
Есть пример хоккея, где не понять — кто важнее сборной, Быков или Захаркин.
Есть пример шведской сборной — где еще недавно были два равнозначных тренера, и никто не ломал голову над вопросом: чей статус выше. Они делали дела, не думая о вещах второстепенных.
Это только идея, причем журналистская — и только. Захотят все, от кого зависит, чтобы Хиддинк остался в России, Гус останется — и не надо будет спорить: хороша мысль или нет.
Спасется «Москва» — и тоже такая вероятность, скорее всего, сведется к нулю.
Не исключен и третий вариант — с новым, абсолютно самодостаточным главным тренером. Может быть, иностранцем. А, может быть, россиянином — вдруг, к слову, разойдутся летом пути Газзаева и киевского «Динамо».
Месяц назад о паре Божович-Бородюк у руля сборной даже и не думалось. А сейчас эта идея возникла — в силу новых реалий нашего футбола.
Меняющихся стремительно. Кто знает, пройдет неделя-другая, и мы с облегчением выдохнем: «Гус остался, курс прежний».
Но так же вероятна ситуация — когда вопрос о новом тренере сборной вспыхнет с новой силой.
Какие тогда будут реалии футбольной России, я не знаю.
Как и вы.
Жизнь у нас непредсказуемая. Оттого, наверное, и вопросов так много.
Колонка Ильи Казакова из еженедельника «Спорт день за днем» №3