Наверное, Борис Львович Собкин, наставник впервые достигшего полуфинала US Open Михаила Южного – самый нетипичный теннисный тренер страны. Не верите?
Во-первых, Собкин – единственный тренер – россиянин, постоянно работающий с теннисистом высшего класса. Остальные наши теннисные “звезды”, что мужчины, что женщины, предпочитают коучей из-за рубежа. И вовсе не из-за недостатка патриотизма. Просто 99% наших отечественных специалистов предпочитают подкидывать мячик толстосумам, а не мотаться по миру, тратить последнее здоровье, испытывая ежедневно колоссальную ответственность за результат воспитанника. Собкин же, начав много лет назад опекать 11-летнего московского мальчишку – так и продолжает делать это все эти годы. Воспитывая его не только на корте, но и в жизни. Да, так что Михаил заслуженно считается самым командным человеком в этом индивидуальном виде спорта. Даром что принес победное очков в финале Кубка Дэвиса.
Во-вторых, Борис Львович, если угодно, человек “не от мира сего”. Но не в обыденном смысле этого выражения, а потому, что не из теннисной тусовки. Никогда не был игроком высокого класса, да и тренировать начал, уже являясь профессором МАИ, доктором технических наук – из чистой любви к прекрасной игре, а не потому, что ничего другого не умел. Что и до сих пор вызывает у некоторых косые взгляды, мол, не наш. По мне же это – огромное достоинство Собкина. Ибо его педагогические способности, умение научиться и научить – идут из его профессорской жизни. Идущей под девизом: “учитель, воспитай ученика”, преемника. Недаром, вдохновленные его примером, стали тренерами сын Саша, тренер молодежной сборной по теннису Андрей Южный. Да и сам Михаил, уверен, по окончании карьеры станет педагогом.
В-третьих, отлично понимая с самого первого момента ограниченность своих специальных знаний, он привык постоянно учиться сам. И не прекращает этого и сейчас, уже став мэтром тренерского цеха. Недаром сказал его лучший воспитанник на присвоении Собкину звания лучший теннисный тренер России 2004 года: “Борис Львович всегда придумывает что-то новое - и оттого мне всегда с ним интересно”. А много ли Вы знаете тренеров, ни на день не останавливающихся в своем тренерском росте, не удовлетворившихся достигнутым?
В-четвертых, Собкин – один из немногих наших специалистов, работающих по высоким западным стандартам (потому-то и не возникает у Южного желания бросить все – и уехать в заграничную академию, к какому-нибудь иноземному Боллетиери). Для него теннис – такая же наука, как и его прошлые изыскания в области авиации. Как никто, он понимает необходимость постоянно скрупулезного анализа как своей работы, так и игры своего воспитанника. Вот откуда знаменитые стратегические победные схемы Южного, тщательно подобранные под стиль и состояние конкретного соперника.
Наконец, Борис Львович, как опять-таки человек науки, прекрасно осознает, что все современные западные звезды – продукт работы целых команд специалистов. И сам, наступив на горло такой, увы, привычной в этом виде спорта ревности - много лет любовно подбирает команду Южного. В ней отличный мастер физподготовки Олег Мосяков, врачи Сергей Ясницкий и поставивший Михаила на ноги после тяжелой травмы спины Евгений Блюм, массажистs Дмитрий Шарипов и Хуан Рескью, крупнейший теннисный аналитик страны Анна Скородумова, а также автор этих строк. Команда Южного, управляемая Собкиным, работает весьма эффективно, как хорошо отлаженный механизм. Теперь, надеюсь, читателю понятно, что же обусловило хорошо подготовленный взлет Михаила Южного на Открытом чемпионате США? Профессиональный подход к делу тренера, позволивший вывести спортсмена на небывалые, казалось, высоты. И, уверен, путь этот не закончен.
Остается пожелать воспитаннику профессора Собкина – новых побед, продолжения восхождения. А самому Борису Львовичу – крепкого здоровья. И чтоб сбылась его и Мишина мечта о теннисной академии. Месте, где тренеры будут озабочены не зарабатыванием денег, а воспитанием новых чемпионов. Пока такой Академии в России, увы, нет. Оттого, увы, и уникален для нашей теннисной страны - тренер Собкин.