Семикратный чемпион мира в «Формуле-1» Михаэль Шумахер в пятый раз принял участие в «Гонке чемпионов» и снова не смог выиграть личный зачет.
На сей раз дорогу ему перешел собственный партнер по Кубку наций, действующий победитель «Формулы-1» Себастьян Феттель. А победителем соревнований неожиданно стал 25-летний португалец Фелипе Альбукерке, до этого выигрывавший в своей жизни только чемпионат «Формулы-Рено» в начале века, и, казалось, попавший в Дюссельдорф случайно.
Похоже, организаторы соревнования, ежегодно собирающего сильнейших гонщиков планеты в разных дисциплинах, взяли за правило «дважды подряд в одном месте не собираться». Уроком стал Лондон, принимавший заезды в 2007–2008 годах. На второй раз знаменитый «Уэмбли» едва ли заполнился на треть. В прошлом году ареной выяснения отношений стал пекинский олимпийский стадион «Птичье гнездо», теперь же сильнейшие пилоты планеты прибыли на дюссельдорфскую Esprit Arena. Многофункциональность этого стадиона стала понятной еще в марте, когда здесь с блеском провели очередной титульный бой Владимира Кличко. Теперь же на специальных щитах, защищающих футбольное поле, была смонтирована гоночная трасса. Точно так же заезды готовили и в Пекине, и в Лондоне, и на парижском «Стад де Франс». Переезд гонки в Германию объяснялся просто: три последних Кубка наций, командного соревнования выиграла пара немецких «формулистов» – Шумахер и Феттель. К тому же, – хоть об этом и старались говорить поменьше – все всё-таки ждали от Красного Барона победы в личном зачете. И, конечно же, ему приятнее было бы победить у себя дома.
Нынешняя формула проведения этого гоночного уикенда, остающегося все-таки больше развлечением, чем соревнованием, неизменна с конца прошлого века. Два вида гонок – личный и командный, теперь лишь для удобства зрителей и самих пилотов (а также для поднятия билетной статьи доходов, разумеется) эти зачеты разыгрываются в разные дни. Когда-то детище Мишель Мутон и Фредрика Йонссона, взявшее старт в 1988 году, было в чистом виде «веселой покатушкой» и больше десятилетия проводилось на грунтовках Канарских островов. С возвращением на континент Мутон и Йонссон сумели-таки придать соревнованию солидности, и теперь это настоящий венец автоспортивного года. Собрать сильнейший состав получается не всегда, но в этот раз проблем не возникло: прибыли оба чемпиона ведущих мировых серий – и первенствовавший в «Формуле-1» Феттель, и не отдающий никому уже семь лет мировую раллийную корону Себастьен Лёб. Компанию им составили во всех отношениях достойные люди: семикратный чемпион «Формулы-1» Михаэль Шумахер, в этом году возобновивший свою карьеру, знаменитый в прошлом «формулист» Ален Прост, звезды своих серий Карл Эдвардс (Nascar), Энди Приоль (WTCC), Джейсон Плейто (BTCC), Том Кристенсен (Ле-Ман)…
К слову, в 2010-м впервые пошли слухи о возможном приглашении на Race of Champions российской команды, и в интернете даже вовсю обсуждали ее предполагаемый состав. Не подвергалось сомнению место Виталия Петрова, а в напарники ему отправляли самых разных гонщиков – и Михаила Алешина, и Владимира Чагина, и Евгения Новикова. Увы, в список участников россияне так и не попали, а ведь смелая фантазия вполне допускает проведение подобного мероприятия, например, в «Лужниках», и даже погодные сюрпризы тут могли бы оказаться «в тему»…
Первый день «Гонки чемпионов» был посвящен командным соревнованиям. Восемь сборных разбили на две группы по четыре в каждой, соответственно по две лучшие проходили в полуфинал. Неожиданно на грани катастрофы оказалась Германия: Себастьян Феттель проиграл двум американским раллистам – Таннеру Фаусту и Трэвису Пастране. Затем «киксанул» и Шумахер, уступивший бельгийцу Бертрану Багетту. Спас команду Феттель – его выигрыш у Йероена Блеекемолена все-таки провел хозяев в полуфинал вместе со сборной Бенилюкса. Из другой группы классифицировались Великобритания и Франция. Причем у последних явно «не тянул» Ален Прост. 55-летний Профессор, четырежды побеждавший в «Формуле-1», а в последние годы выступающий в ледовой серии Andros Trophy, никак не мог приспособиться к технике и выиграл один заезд лишь из-за аварии португальца Альваро Паренте. В полуфинале Шумахер и Феттель, собравшись, уверенно объехали Бенилюкс, а британцы Приоль и Плейто снова доказали, что именно кольцевым кузовным гонщикам проще всего адаптироваться к сегодняшней «Гонке чемпионов». Недаром в ней так успешно выступал швед Матиас Экстрём из серии DTM, в этот раз не приглашенный. Свой заезд Энди Приолю проиграл даже Себастьен Лёб.
Британцы выходили на финал если не фаворитами, то, во всяком случае, намереваясь дать хозяевам настоящий бой. Но 37 тысяч зрителей (по посещаемости «Гонка чемпионов» все же уступила боксу) яростно поддерживали своих. И тут, в самый важный момент, свой класс показал Шумахер. В прошлые годы Германию частенько вытаскивал в победители Феттель, на этот раз он свой заезд проиграл, а вот Шумахер был просто неподражаем. Агрессивный пилотаж, с заездом на все возможные бортики трассы – Михаэль словно задался целью проиллюстрировать старую гоночную поговорку – английскую, кстати, – что спортивный автомобиль должен разваливаться на части сразу после финиша. Ни Плейто, ни Приоль не смогли противостоять этому напору, и вскоре Шуми, взяв на крыло своего багги «беби-Шуми», как в Германии именуют Феттеля, стал отчаянно крутить по асфальту победные «пятаки». Феттель, показалось, даже испугался, но легенда «Формулы-1» все-таки не уронила за борт нового чемпиона, и, кстати, своего конкурента по основному роду деятельности.
Тем временем зрители получили возможность насладиться историей – Мишель Мутон вывела на трассу ту самую Аudi S1, на которой сама побеждала на этапах чемпионата мира по ралли более 25 лет назад. Рев болида легендарной «группы Б» разносился над Esprit Arena недолго – в узкой связке поворотов Мутон явно переборщила со скольжениями, зацепила бортик и отправила раритетный уже болид на крышу. Скорость была невелика, но само по себе получилось смешно, и Михаэль Шумахер даже не смог смеяться в шлеме – мол, кто дал этой пилотессе руль?..
После субботнего выступления Михаэля совершенно логично было ждать от него триумфа и в воскресенье, когда пилоты разыгрывали личный турнир и звание Короля чемпионов. Михаэля даже развели по сетке с Себастьеном Лёбом, уже прогнозируя битву двух семикратных чемпионов в финале. Свои группы суперчемпионы выиграли уверенно, победив во всех трех заездах. Того же результата добился Приоль и весьма неожиданно – Альбукерке, победивший в очном споре Феттеля. Таким образом, партнеры по сборной Германии встретились уже в четвертьфинале. И тут Михаэль проиграл – он допустил ошибку на мосту, в то время как Феттель провел весь заезд безукоризненно.
«Проблема была в том, что первый круг я закончил лидером, – в интервью Шумахер расплывался в улыбке. – Скорее всего, второй я проехал слишком осторожно, нужно было больше рисковать. Конечно, жаль выбывать так рано, но что поделаешь. В целом это был отличный уикенд». Ближе к концу монолога немец улыбаться перестал. Ясно, что пока он не выиграет «Гонку чемпионов», не угомонится.
Следующей жертвой осторожности стал как раз победитель Шумахера. В полуфинале Феттель вышел на Альбукерке, которому уже проигрывал в этот день. Так же, как и Шумахер, выиграл первый круг и стал осторожничать. Возможно, на немцев так повлияла авария Хейкки Ковалайнена, который, зацепив стену, затем посносил все мыслимые ограждения и всерьез попортил Audi R8? Альбукерке, впервые участвовавший в таком шоу, не опасался ничего и каждый новый заезд проводил все агрессивнее и мощнее. С другой стороны сетки все шло предсказуемо – Лёб и Приоль в очередной раз подтвердили свой класс, и в полуфинале француз оказался быстрее.
Казалось бы, какая может быть интрига в противостоянии Лёба и Альбукерке? Сравнивать их титулы просто невозможно, к тому же Лёб выигрывал «Гонку чемпионов» трижды и мог догнать своего соотечественника Дидье Ориоля по количеству побед. А кто такой этот португалец? Второй призер итальянского чемпионата GT? Бронзовый лауреат ликвидированной ныне серии A1GP? Оказалось, что Альбукерке вполне способен бросить вызов лучшему раллисту современности. Возможно, Лёб его недооценил, возможно, ему не хватило настроя (на Шумахера точно был бы другой), но первый заезд финала на багги француз проиграл, оставив себя без права на ошибку. Во втором заезде пилоты соревновались на специально построенном для Race of Champions прототипе КТМ X-Bow. Лёб разозлился не на шутку и выиграл, правда, с мизерным преимуществом в 0,02 секунды. Решающим стал еще один раунд на багги – и снова победителем оказался Альбукерке.
«Я ничего не мог поделать сегодня,. – рассказывал после финиша Лёб. – Фелипе – очень серьезный и быстрый пилот, я не ожидал от него такой уверенности, надеюсь, через год он приедет защищать свой титул, и мы сразимся еще раз».
«Потрясающий день, – новичок «Гонки чемпионов», с первого раза одержавший в ней победу, не скрывал эмоций. – После того как я дважды победил Феттеля на его территории, я понял, что мне все по силам, главное было не переволноваться. Багги оказался удивительно точным в управлении, я сразу понял, как на нем надо ехать. Буду счастлив вернуться в “Гонку чемпионов” через год».
Город, которому суждено принять Race of Champions – 2011, еще не определен. Несмотря на большой успех в Германии, скорее всего, организаторы снова попробуют что-то новое. Но в том, что они позовут Альбукерке, сомневаться не приходится. А вот получит ли еще один шанс Шумахер, которому каждый год до победы не хватает всего «чуть-чуть»?