Кошмарный с точки зрения результатов год принес «Манчестер Юнайтед» новых спонсоров, а в памяти болельщиков останется как последний сезон Райана Гиггза.
Во время подведения итогов сезона в студии Sky Sports постоянного эксперта канала, бывшего игрока и одного из самых внимательных критиков «Манчестер Юнайтед» Гари Невилла попросили перечислить позитивные моменты, которые может вынести из прошедшего года его бывший клуб. Повисла неловкая пауза. В грустных глазах Невилла читалось: «Все очень плохо». Или: «При мне такой фигни не было». А может даже: «Алекс, мы все потеряли». И это еще мягкие варианты мыслей, которые пронеслись в голове восьмикратного чемпиона Англии. Лишь спустя несколько секунд Невилл произнес «Наверное... Янузай». Других светлых пятен, кроме 19-летнего бельгийского полузащитника, в команде, показавшей свой худший результат (самое низкое место, наименьшее число побед и очков, наибольшее число поражений) за 22 сезона выступлений в премьер-лиге, эксперт не нашел. И с ним сложно не согласиться.
Непотопляемый бренд
А теперь новость. У «Манчестер Юнайтед» сейчас все хорошо. Если говорить о клубе не как о спортивной команде, а как о предприятии. Да, в следующем отчетном периоде оно недосчитается части прибыли (35 миллионов фунтов стерлингов, по подсчетам The Telegraph) из-за пропуска еврокубкового сезона, но на неудачах здесь не зацикливаются.
«Как известно, успешная компания выстраивается не за один год. Да, мы хотим вернуться в Лигу чемпионов в следующем сезоне, но главное, что, даже несмотря на не лучшие результаты, наши болельщики остаются верны нам», — отметает предположение о возможных финансовых проблемах после седьмого места в премьер-лиге директор по маркетингу «Юнайтед» Джонатан Ригби. Этого парня вообще трудно смутить. По его словам, даже уход с тренерского поста Алекса Фергюсона не сказался на стратегии клуба. «Да, это был грустный день, но ценности МЮ заложил не Алекс, а предыдущие менеджеры», — уверяет меня Ригби. Вот так. При этом не отрицается, что потенциальным спонсорам продаются не столько нынешние и будущие успехи, сколько предыдущие достижения, создавшие ауру великого клуба.
Свои слова Ригби может подтвердить реальными достижениями. Например, в нынешнем сезоне, уже после ухода Фергюсона, «Манчестер Юнайтед» совершил уникальную сделку, обзаведясь партнером, имеющим право использовать клубные атрибуты на ограниченной территории. Тайваньская шинная компания Federal Tyres согласилась стать региональным партнером МЮ — на собственной родине и в… России. Клуб получил нового спонсора, которого даже не обязательно упоминать на официальном сайте, не говоря уж об «Олд Траффорд» (а в Британии и Индии у «Юнайтед» вообще другой шинный партнер), а тайваньцы — возможность улучшенной коммуникации с болельщиками «красных дьяволов» на приоритетных для себя рынках.
Если верить выкладкам, которые приводит Ригби, во всем мире за МЮ болеют 659 миллионов человек, а на территории, «доставшейся» «Федералу», 18 миллионов. Получается, минимум каждый десятый — как среди россиян, так и на планете в целом.
«На самом деле имеются в виду „поклонники“ — то есть те, кто отдает нам предпочтение в качестве первой или второй любимой команды», — оговаривается Джонатан. И тут же добавляет для весомости: «Эти числа — результат самого детального исследования болельщицких пристрастий, которое когда-либо проводилось в футболе. Мы заказали его в известнейшем маркетинговом агентстве».
Музейные ценности
Не упал за прошедший год интерес к МЮ и среди болельщиков. По крайней мере народная тропа к «Олд Траффорд» не зарастает. В фан-шопе в игровые дни не протолкнуться, а число посетителей клубного музея и тура по стадиону за последний год только выросло. Отсутствие связи с отвратительными результатами на самом деле неудивительно. Во-первых (привет, мистер Ригби), болельщицкая база и лояльность формируются на протяжении многих сезонов не для того, чтобы исчезать в один момент, а во-вторых, к «Олд Траффорд» тоже надо относиться скорее не как к спортивной арене, а как к архитектурно-исторической достопримечательности. Так что в том же клубном магазине стоит вавилонское разнообразие языков (с преобладанием азиатских), а на трибунах «Театра мечты» именно театральная обстановка. Многие, конечно, переживают за результат, кто-то пытается поддерживать хозяев, но в основном все просто глазеют. Зрителей со всего мира привлекают как отдельные звезды, так и просто игроки — носители того самого бренда МЮ. И конечно, стараний одного Дэвида Мойеса никак не могло хватить для того, чтобы сделать билеты на это представление менее желанными. Вот если бы он отработал все шесть лет своего контракта…
Поддавшись общему глорихантерскому настроению, я тоже беру экскурсионный билет за 13 фунтов. Недешево (примерно 750 рублей), особенно на фоне бесплатного прохода (с предложением сделать добровольное пожертвование) в другие городские музеи, включая недавно перебравшийся в Манчестер Музей футбола. Зато этот билет сам по себе является памятным сувениром — прозрачный конвертик с брендированной лентой на шею остается у посетителя. Да и прогулка по знаменитому стадиону стоит этих денег. Не потому что она невероятно увлекательна, а благодаря посещению двух главных мест арены.
Первое — это раздевалка «Юнайтед». Простое, обшитое деревянными панелями квадратное помещение с деревянной скамейкой по периметру и большим макетом поля на одной из стен. Скоро здесь обещают сделать ремонт. Надеюсь, кардинально ничего не поменяется — в своем нынешнем виде эта раздевалка идеально подходит «Олд Траффорд» — царству красного кирпича, узких коридоров и расписанных мелом досок с букмекерскими котировками.
Второе — места для запасных игроков. «Скамейкой» эти два ряда огромных кресел не назвать никак. Конкретно в этом месте «Траффорд» не такой уж и старый, резервисты и персонал наблюдают за играми в комфорте. Я убедился в этом, заняв место Фила Невилла, нынешний сезон отработавшего в качестве одного из тренеров МЮ.
А вот почувствовать себя Райаном Гиггзом, Дэвидом Мойесом (есть желающие?), Алексом Фергюсоном или любым другим «предыдущим менеджером» уже не получится. Расположенные на уровень выше три кресла тренерского штаба простым смертным недоступны.
— Алекс Фергюсон всегда сидел на центральном, — уточняет экскурсовод, сам болельщик МЮ с более чем полувековым стажем.
Про преемника сэра Алекса приходится спрашивать отдельно. Выясняется, что Мойес предпочитал место с краю — у лестницы, ведущей к технической зоне. Это же кресло, наиболее удобное для частых выходов к полю, выбрал для себя и Райан Гиггз, когда стал играющим тренером команды.
— Получается, он пошел по стопам Мойеса, — пытаюсь смутить экскурсовода.
— Надеюсь, что нет, — вздыхает тот.
Возможно, в следующем сезоне Гиггз снова пересядет: если новый главный тренер, Луи ван Гал, сам захочет занять место у лестницы или выберет себе другую «правую руку».
Запоминается последнее
Уход из большого футбола Гиггза вышел, с одной стороны, подзатянувшимся, а с другой — по оригинальности достойным статуса легендарного игрока. С ходу и не вспомнить, когда в последний раз в таком большом клубе обязанности главного тренера выполнял действующий футболист. И именно с крутым поворотом в судьбе Гиггза будут ассоциировать сезон-2013/14 болельщики МЮ. Это будет не «тот год, когда мы все проиграли», а «год, когда ушел Великий».
Лично я крайне пристрастно следил за новостями, касающимися будущего Гиггза. Во-первых, из-за любви к красивым спортивным историям мне не хотелось, чтобы слухи о нежелании ван Гала оставлять валлийца в своем штабе оказались правдой. А во-вторых, я с надеждой ждал объявления Райана о завершении карьеры, чтобы рядовой матч против «Халла», на котором я побывал, получил исторический статус «Последней официальной игры Гиггза».
Все вышло как нельзя кстати. Сразу после окончания чемпионата Англии Гиггз слетал в Голландию, где договорился о совместной работе с ван Галлом, а по возвращении опубликовал на официальном сайте МЮ открытое письмо. Его даже можно скачать на фирменном бланке клуба. Показательно, что свой уход из профессионального футбола Гиггз постарался сделать не главной темой сообщения — начал он с назначения ван Гала и только потом «воспользовался возможностью» для объявления. Интересно, что он сделал бы, если бы разговор с голландцем не сложился? Заключил бы сам с собой контракт еще на один сезон?
Бей!
Матч, ставший для Гиггза прощальным, стоит запомнить в деталях.
На поле против уже не слишком опасающегося вылета в чемпионшип и явно думавшего о предстоящем финале Кубка Англии «Халла» вышел не второй, но примерно полуторный состав «Юнайтед». В «старте» оказались дебютанты Том Лоуренс и Джеймс Уилсон, а в запасе главный тренер оставил не только себя, но и Робина ван Перси, и даже капитана Неманью Видича, который в этот день должен был проститься с болельщиками: нынешний сезон стал для сербского защитника последним в МЮ. На 22-й минуте одно из недоразумений было исправлено: Фил Джонс получил травму и вместо него вышел Видич. Как казалось тогда — под овации. На самом деле — под просто шумное приветствие. Разницу удалось прочувствовать, когда за двадцать минут до финального свистка Гиггз спустился к кромке поля не в тренировочном костюме, а в красной футболке с одиннадцатым номером.
Играющий тренер занял позицию центрального полузащитника и стал играть от штрафной до штрафной, не забывая в прямом смысле слова дирижировать своими партнерами. Пару раз дерзкие соперники просто оббегали Гиггза, но до голов в этих моментах дело не дошло. А то случился бы конфуз. В атаку Райан прибегал (приходил) заметно позже своих партнеров, но те его дисциплинированно дожидались, чтобы отдать мяч. Трибуны в такие моменты начинали гудеть. Как будто неодобрительно. Им что-то не нравится? Нет, это просто «Sho-o-o-ot!» («Бей!») в исполнении примерно 70 тысяч глоток складывалось в протяжное «У-у-у!». Если бы Гиггзу удалось забить, все происходящее стало бы совсем похоже на постановочную сказку. Мастер ограничился голевым пасом на ван Перси и ударом со штрафного в «девятку», заставившим Элдина Якуповича вытянуться в струнку. Последний сезон 24-летней карьеры Гиггза стал для него первым, когда он ни разу не смог отличиться голом.
Не став, в отличие от Видича, после игры — последней домашней для МЮ в сезоне — ни с кем прощаться, играющий тренер поблагодарил публику за поддержку и отправился размышлять о своем будущем.
В это время в бриллиантовой ложе «Олд Траффорд» почетных гостей развлекали разговорами ветераны «Манчестер Юнайтед». Было бы кстати здесь увидеть Гарри Невилла, в свое время передавшего капитанскую повязку Видичу, но столь острому на язык эксперту в клубе вряд ли бы обрадовались. А вот не менее легендарный Денис Ирвин с удовольствием подвел итоги сезона — разумеется, без особой критики и с верой в светлое будущее. Для Ирвина это тоже был памятный вечер. Именно он 2 марта 1991 года покинул поле в игре против «Эвертона» для того, чтобы свой первый матч в чемпионате Англии провел 17-летний Райан Гиггз.
Манчестер — Москва