15 марта 2010 года в Берлине прошла пресс-конференция с участием легендарной немецкой конькобежки Клаудии Пехштайн и представителей Немецкого общества гематологии и онкологии. Во время пресс-конференции немецкие медики заявили, что причиной аномальных показателей крови является наследственная болезнь крови, выявленная в результате полного медицинского обследования немецкой спортсменки.
Напомню, что в июле 2009 года Пехштайн была признана виновной в использовании запрещенных веществ и дисквалифицирована Международным союзом конькобежцев (ISU) сроком на 2 года на основании анализа ее кровяных показателей. При этом все взятые пробы мочи немецкой конькобежки были отрицательными. По сути, «дело Пехштайн» стало важнейшим правовым прецедентом, так как это был первый случай дисквалификации спортсмена только на основании кровяных показателей при отсутствии положительных проб.
Впоследствии, Международный спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS) и Верховный трибунал Швейцарии отклонили поданные адвокатами Клаудии Пехштайн апелляции и признали законность и обоснованность наложенной дисквалификации.
Казалось бы, после январского решения высшего судебного органа Швейцарии в деле Пехштайн поставлена точка. Правда, немецкие адвокаты решили попытать удачи еще и в Ванкувере, подав апелляцию в Выездную комиссию CAS и требуя допустить Пехштайн к участию в XXI Олимпийских зимних играх, однако арбитры даже не стали рассматривать по существу эту нелепую и совершенно безнадежную попытку вскочить на подножку уходящего ванкуверского поезда.
И вот, новый поворот в этой теперь уже кажущейся бесконечной истории. И надо отметить, что поворот этот является крайне любопытным в свете всего того, что было принято судами и органами различного уровня.
Итак, что же за загадочная болезнь была выявлена у госпожи Пехштайн? По заявлению главы уже упомянутого Немецкого общества гематологии и онкологии доктора Герхарда Энингера Клаудия Пехштайн страдает одной из достаточно распространенных в Западной Европе форм гемолитической анемии – наследственным сфероцитозом. Если вкратце, при этой форме анемии эритроциты вследствие деформации мембраны имеют необычную шарообразную форму, становятся ломкими и разрушаются гораздо быстрее, чем у здорового человека. А потому организм вынужден постоянно восполнять недостаток зрелых эритроцитов путем продуцирования большего количества ретикулоцитов (молодые формы эритроцитов, которые впоследствии созревают и превращаются в зрелые эритроциты).
Данное медицинское отступление очень важно для понимания сути того, в чем обвиняли немецкую спортсменку. Собственно говоря, многочисленные анализы кровяных показателей Пехштайн как раз и выявили многократное превышение предельных показателей наличия ретикулоцитов в крови. По заключению экспертов, у здорового человека данное обстоятельство может быть объяснено только лишь использованием искусственного рекомбинантного эритропоэтина, что, естественно, запрещено антидопинговыми правилами.
По утверждению же немецких медиков, присутствовавших на пресс-конференции 15 марта 2010 года, аномальные показатели эритроцитов объясняются не использованием эритропоэтина, а наличием у Пехштайн того самого наследственного сфероцитоза, который она предположительно «получила» от своего отца.
Безусловно, на первый взгляд, эти «вновь открывшиеся обстоятельства» сполна тянут на полноценную сенсацию, так как могут послужить поводом для кардинального пересмотра дела немецкой спортсменки и ее полного оправдания. Однако не будем спешить и попытаемся ответить на несколько вопросов, которые возникают при вдумчивом анализе всех этих научно-медицинских перепетий.
Первый очевидный вопрос, который приходит в голову любому здравомыслящему человеку, - а где же были все эти хваленные немецкие медики в течение последнего года, когда шли многочисленные судебные разбирательства? Почему наличие не такой уж и редкой формы анемии было выявлено лишь спустя год после начала дисциплинарного расследования в отношении Пехштайн?
Для того, чтобы ответить на эти явно напрашивающиеся вопросы, следует обратиться к тем материалам, которые были в распоряжении судей Международного спортивного арбитража. Любопытно, что адвокаты Пехштайн во время разбирательства в Лозанне даже не упомянули о возможности наличия у немецкой конькобежки какого-либо заболевания, в результате которого показатели крови были превышены.
Представители спортсменки ссылались на несовершенство антидопинговых правил, недостаточность доказательств, неисправность аппарата, использованного для анализа крови, стресс, холодную погоду и ряд иных обстоятельств, которые якобы могли повлечь за собой подобные отклонения в крови спортсменки. Спортивные арбитры тщательно и скрупулезно ответили на каждый из доводов адвокатов спортсменки и убедительно доказали несостоятельность их аргументации.
Далее, судьи перешли к анализу аргументов Международного союза конькобежцев, который, собственно, и дисквалифицировал Пехштайн. И вот тут всплывают крайне любопытные факты, особенно в свете того, что прозвучало из уст немецких медиков на пресс-конференции 15 марта 2010 года.
Оказывается, прославленная немецкая спортсменка, многократная олимпийская чемпионка еще летом 2009 года была подвергнута тщательному медицинскому обследованию в городе Ульм (Германия). Обследование проводил один из ведущих немецких специалистов в области заболеваний крови профессор Хуберт Шреценмайер, который, кстати, был выбран самой Пехштайн.
В своем заключении доктор Шреценмайер указал, что состояние здоровье Клаудии Пехштайн великолепное, все жизненноважные органы функционируют нормально и никаких патологий крови у спортсменки не выявлено. Более того, Шреценмайер провел отдельное исследование на предмет наличия в организме Пехштайн того самого наследственного сфероцитоза. Позволю себе просто процитировать медицинское заключение в этой части: «проведенное медицинское исследование не выявило в крови никаких признаков наследственного сфероцитоза». Еще раз обращу внимание на то, что отчет доктора Шреценмайера датирован 30 июля 2009 года.
Теперь становится понятным, почему во время разбирательства в CAS в аргументации адвокатов Клаудии Пехштайн отсутствовали какие-либо упоминания о возможном наличии у спортсменки наследственной болезни крови, а ISU, наоборот, использовало материалы медицинского обследования спортсменки в качестве одного из доказательств обоснованности наложенной ими дисквалификации.
Здесь мы подобрались к ключевому вопросу всей этой запутанной медицинско-юридической истории. Как же так получилось, что два медицинских обследования, проведенных в пределах одного года ведущими немецкими научными институтами, дали два совершенно противоположных результата? Повторюсь, что наследственный сфероцитоз – это достаточно распространенное в Германии заболевание крови (им страдают около 800 тысяч жителей Германии), и диагностика данной патологии не представляет никаких трудностей для квалифицированного специалиста в этой области.
Сомневаться в компетентности специалистов, проводивших исследования, не приходится. И профессор Хуберт Шреценмайер, и профессор Герхард Энингер – это ученые с европейским именем, имеющие огромный опыт в области гематологии. И это обстоятельство вносит еще большую интригу в дальнейшее развитие событий. Очевидно, что кто-то из упомянутых выше медиков ошибся, причем такого рода ошибка вполне может стать несмываемым пятном на репутации одного из них.
Нам же остается лишь ждать следующих шагов ушлых адвокатов Клаудии Пехштайн. Можно предположить, что немецкие адвокаты обратятся с заявлением в Международный союз конькобежцев с просьбой возобновить дисциплинарное расследование по данному случаю, провести новые слушания и исследовать новые доказательства.
Если ISU удовлетворит такое ходатайство, то с большой долей вероятности немецкую спортсменку отправят на независимое медицинское обследование в один из ведущих европейских научных институтов в области гематологии. Дальше события будут развиваться в зависимости от того, какие результаты будут получены по итогам обследования.
В случае, если независимая экспертиза подтвердит первоначальный диагноз об отсутствии патологий в крови спортсменки, то, скорее всего, в этом деле будет поставлена окончательная точка. Если же результаты обследования все-таки покажут наличие наследуемого сфероцитоза у Пехштайн, решение о ее дисквалификации будет отменено и судебный прецедент, на который возлагались огромные надежды международными антидопинговыми службами, исчезнет.
В любом случае, в чем можно быть уверенным наверняка, так это в том, что научные и правовые дискуссии относительно правомерности дисквалификации спортсменки на основании косвенных доказательств таких, как превышение установленных нормативных показателей крови, сейчас возобновятся с новой силой.