• Немецкие каникулы

    Дневник репортера

    07.08.11 18:54

    Два разных вида спорта, двести километров идеальных дорог и одинаково высокое качество организации – комментатор «НТВ-Плюс» Алексей Андронов посетил суперкубок в Гельзенкирхене и Гран-при на Нюрбургринге.

    «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Лев Толстой. Июль поразил коллапсами два ведущих московских аэропорта. Две недели назад в «Шереметьево», а неделю назад в «Домодедово» нечем было дышать – отказали системы кондиционирования. Классик не всегда прав.

    «Люфтганза» задерживает рейс – хорошо еще, что не сломался пивопровод, иначе в удушливых галереях было бы совсем тоскливо. Мы с товарищем отправляемся в Германию – спортивный календарь удобно совместил открывающий футбольный сезон суперкубок и Гран-при «Формулы-1» на Нюрбург­ринге. Второе волнует более, чем первое: на футболе на «Фельтинс-Арене» я уже был, а вот Нюрбургринг заставляет тщательно продумывать логистику – можно себе представить, какие будут пробки.

    * * *

    В Германии с кондиционированием никаких проблем – впору был бы обогрев. Температура плюс 16 – плюс 20, по прогнозу дожди. Городок Бад-Нойнар оказался ближайшим к трассе, располагающим отелем, в котором были места. Сразу вспомнился рассказ моего друга, гонщика-испытателя Алексея Мочанова. Он как-то спросил хозяина маленького отеля рядом с трассой, можно ли забронировать номер за год до Гран-при. «Нельзя, даже за 10. Пока Гран-при проводится, вся моя гостиница занята со среды по понедельник», – таков был ответ.

    Тишину ночного городка разрезает рев «Порше Кайен». Немцы так не ездят. Стекло опускается. «Васек, ну как там, есть с кем повисеть?» – это в ночной тишине звучит еще более трогательно.

    У четырехзвездного отеля нет своей парковки, зато через мостик – большой паркинг, куда дается бесплатный билет. Комфортно. Два одинаковых номера при заказе становятся разными при получении ключей. В награду за брошенную привычку курить товарищу достается едва ли не «Джуниор Сьют». Курящим – попроще, но зато с окнами в лес, так что на завтрак меня будит настоящий соловей.

    * * *

    Оказывается, в Германии тоже можно найти сервис, похожий на «Яндекс.Пробки», – если немного поэкспериментировать с картами Google. До Нюрбургринга от отеля 45 километров, сегодня квалификация, так что есть надежда на небольшой трафик. Сам поселок Нюрбург (на конец 2009 года

    в нем проживало всего 165 человек) расположен вдалеке от автобанов, ближайший из которых – в 30 километ­рах. К городу ведут обычные региональные дороги. На карте мелькают желтые и зеленые полоски, красной ни одной. Долетаем за 40 минут. Самые большие трудности возникают, когда догоняешь автодом, медленно карабкающийся в гору, но ни одной настоящей пробки на пути нет.

    Помотавшись вокруг самого комплекса, находим парковку. Это огромное поле, напичканное стюардами, заботливо указывающими дорогу. Мне встречались такие в Финляндии, во время посещения ралли. Отличие здесь в размерах и в отсутствии платы за въезд. Поле оборудовано, уж простите, биотуалетами – «зеленые» в Германии не дремлют.

    «Гран-при Германии» – лишь один из праздников скорости, проводящихся на Нюрбургринге. Собственно говоря, формульная трасса – лишь часть этого гоночного комплекса, далеко не самая значительная. Болиды Ф-1 преодолевают круг длиной 5148 метров, в нем 16 поворотов.

    Не менее, а может, и более известная часть Нюрбургринга – Нордшляйфе, Северная петля. Именно ее Джекки Стюарт назвал «Зеленым адом». Когда приближаешься к Нюрбургу, фрагменты этой трассы порой видны сквозь деревья, а иногда и в прогалах. Мне доводилось ездить по ней – в гражданском, разумеется, режиме.

    24 евро за круг – и это может сделать любой. Впечатляет. Перепады высот, слепые повороты… Их там 154, а длина трассы составляет 20 832 метра. Ники Лауда, знаменитый австрийский гонщик, как-то откровенно признался журналистам, что не испытывает на этой трассе «ничего, кроме ужаса и страха». На следующий год он попал здесь в страшную аварию, его болид превратился в настоящий огненный шар, а внешность самого пилота именно тогда приобрела законченные черты. Его из пылающего автомобиля вытащили другие гонщики. Это был последний заезд «Формулы-1» на Нордшляйфе. Теперь там проводятся соревнования кузовных серий, 24-часовые гонки, самые разнообразные испытания автомобилей и тренинги водителей. Современные пилоты получают возможность проехаться по трассе в ознакомительном режиме, чтобы лучше понять еще один афоризм Джекки Стюарта: «Если после гонки какой-то засранец скажет вам, что он любит Нюрбургринг, то знайте, что он либо врет, либо просто едет недостаточно быстро». Кстати, понятие «Зеленый ад» введено в обиход – так называются сувенирный магазин, магазин и пивная.

    * * *

    Прогноз погоды обещал возможность дождя на все дни. Пасмурно, но трек сухой. Впрочем, Фернандо Алонсо начинает беспокоиться загодя: «Не знаю, как мы поедем по асфальту температурой в 11 градусов, шины будут изнашиваться невероятно быстро». Квалификация – три сегмента с перерывами в пять минут. В первом отсеиваются самые слабые, в том числе и «Маруся». Во втором Виталий Петров опередил партнера по команде и хозяина трассы Ника Хайдфельда – немец просто не попал в десятку лучших.

    Сравнивать болиды во время квалификации сложно. Если только не взять в аренду мини-телевизор – видеостена позволяет видеть в повторе интересные моменты, но разобраться в титрах с такого расстояния невозможно. Зато заметны интересные моменты пилотажа.

    Нам очень повезло с местами. Сама идея попасть на Гран-при возникла всего за две недели до его проведения, а, как удалось выяснить на различных автоспортивных форумах, билетами люди озадачивались еще в декабре. Однако оказалось, что лучшие места еще не раскуплены. Большой популярностью у телевидения пользуется трибуна «Мерседес», стоящая прямо перед связкой поворотов «Мерседес-Арена». Мне показалось, что там не так интересно – машины просто тормозят на прямой с 300 км/ч до 60, а саму связку перекрывает все то же видеотабло. Идеальный вариант для просмотра – трибуна «Бильштайн», она же Т4. Чем ближе к первому повороту и дальше от старта – тем лучше. Техника пилотов тут очень различна. Алонсо атакует изо всех сил, заставляя болид подпрыгивать на перепаде высот, – едет жестко.

    Шумахер чертит идеальную дугу и старается не нагружать подвеску лишней работой. Петров появляется со стартовой прямой с жутким грохотом. После экспериментов с системой выпуска у него самая громкая техника. «Русский выхлоп «Формулы-1» спутать ни с чем не возможно, Виталий уверенно заезжает в десятку и даже опережает в ней Шумахера. На старте они будут стоять вместе – опять «Выборгская ракета против Красного барона».

    Третье место действующего чемпиона, безоговорочного лидера сезона Себастьяна Феттеля публику несколько удивляет. Другой Красный бык, Марк Уэббер, вы­игрывает, а на первом ряду ему составляет компанию Льюис Хэмилтон. Впрочем, все решится завтра, а если еще и дождь пойдет…

    * * *

    Выезд с Нюрбургринга не отнимает много времени – впрочем, понятно, что сегодня у автодрома «половинчатая» загрузка. Наш путь лежит в Гельзенкирхен, где в «Рурском дерби» суперкубок страны разыграют «Шальке-04» и дортмундская «Боруссия». Матч этих команд не может быть предсезонно-выставочным, а, значит, ажиотаж зашкалит.

    Тренер «Боруссии» Юрген Клопп удачно подлил бензина в огонь. За неделю до игры, во время онлайн-конференции, отвечая на вопрос поклонника «Шальке» «Что вы испытали в момент чемпионства в бундеслиге?», Клопп не нашел ничего лучше, чем сказать: «Как я могу объяснить дальтонику, что такое цвет?» Разумеется, эти слова разъярили поклонников «кобальтовых». Причем попал Клопп не в бровь, а в глаз: клуб из Гельзенкирхена был чемпионом Германии, но еще до образования бундеслиги.

    Взаимоотношения этих команд украшены самыми разными эпизодами – от болельщицких драк до пальбы игроков из всех орудий в прессе, в итоге чего два года назад накануне дерби интервью были под запретом и у тех и у других.

    «Шальке» мог стать чемпионом Германии в 2008-м, но в предпоследнем туре про­играл… «Боруссии» в Дорт­мунде. Во время их последней игры над Гельзенкирхеном летал маленький самолет с огромным баннером «Вы никогда не будете чемпионами Германии!». Разумеется, он был черно-желтым. В ходе последней зимы в Гельзенкирхене под снегом обвалился фрагмент крыши стадиона. Пришлось даже отменить традиционную биатлонную гонку – и, разумеется, сразу же были вызваны ремонтники. Когда же сотрудники клуба прибыли принимать работу – под отремонтированной крышей они увидели флаг «Боруссии»…

    * * *

    Приятные сюрпризы беспробочного выезда из Нюрбурга дали возможность пообедать, но до игры все равно оставалось немного времени. Невозможно не сказать, как организован в Германии процесс получения билетов и пропусков. Заказывая билеты на «Формулу-1», я немного волновался, хоть сайт и был обозначен как «официальный партнер Ф-1». Ваучер на билеты пришел только через пять дней, зато в нем было указано контактное лицо и его телефон. Звонить не пришлось – пройдя всего лишь метров 700 от парковки до автодромного комплекса, дальше мы уже «шли по стрелкам». Сверка данных паспорта – и конверт в руках. В нем, кроме билетов, два комплекта берушей. В день самой гонки они были очень кстати.

    Еще проще все устроено на футболе. Аккредитации и пропуск на машину ждут нас на небольшой парковке, доступ к которой свободен, но на которой зрителям парковаться нельзя. Не надо никуда бегать, искать офисы, потом возвращаться к машине. Все занимает буквально пять минут. Дожить бы до такого уровня организации в России.

    Болельщики «Шальке» соскучились по своей команде и, несмотря на финансовые проблемы клуба, верят в нее. Им повезло с выбором стадиона, команда будет играть практически дома, из Дорт­мунда приехало всего 10 тысяч человек.

    Сам матч завершился со счетом 0:0, у «Боруссии» было намного больше моментов, но здорово играл новый голкипер «Шальке» Ральф Фэрманн. Собственно, он и стал героем встречи, вы­играв серию пенальти. То, что было дальше, более достойно описания, чем рассказ о том, «как поссорились Иван Иваныч с Иваном Никифоровичем». Капитан «Шальке» (тоже новый, так как раньше повязка была у Мануэля Нойера) Бенедикт Хеведес, которому в ходе игры дважды разбивали голову, из-за чего заканчивал он ее в шапке-повязке, вытолкнул Фэрманна к трибуне местных фанатов. Там его уже ждал мегафон. Нетвердым шагом Ральф поднялся по железной лестнице, и, пусть и с подсказками одного из активистов фан-движения, но все же исполнил ритуал словесного общения с трибуной. Разумеется, выучить гельзенкирхенские кричалки только пришедший из «Айнтрахта» вратарь не мог, но в плане закрепления в новом клубе данный опыт наверняка был ему очень полезен.

    Пресс-конференция была очень короткой, тренеры лишь прокомментировали игру, а вопросов не оказалось. Когда они стали выходить, кто-то из журналистов подбежал к Клоппу, надеясь на эксклюзив. «Вас же спросили, есть ли еще вопросы?» – парировал тренер.

    * * *

    Удобство Германии в плане посещения спортивных мероприятий еще и в том, что расстояния здесь скрадываются. Почти 500 километров за день, никакой усталости – вождение здесь вовсе не тяжелая работа. Утро Гран-при готовит новые испытания: теперь зрителей точно будет больше, и выезжаем мы раньше.

    Работа полиции на такого рода мероприятиях просто образцовая. На дорогах появляются знаки, предписывающие использовать обычно запретную обочину для движения вторым рядом.

    В изобилии электронные табло: если впереди пробка – показываются направления объезда. Так, не проведя в пути и часа, мы снова попадаем на ту самую зрительскую парковку. Машин действительно в два раза больше, и вот оно – торжество заботливого сервиса: прямо с парковочных полян болельщиков забирает автобус-шаттл.

    Все эти дни новости полны норвежскими ужасами, а имя Андерса Брейвика становится самым употребляемым на ТВ. При этом на Нюрбургринге зрителю не приходится преодолевать ни одного досмотра! Возможно, сумки просматривают у тех, кто покупает билет на пит-лэйн, но обычный зритель проходит совершенно спокойно. Полиция присутствует, но особо ни во что не вмешивается, и никаких беспорядков нет и в помине. При том, что – и как это могло быть иначе в Германии! – пиво льется рекой.

    * * *

    Участники выстраиваются, уезжают на прогревочный круг, механики разбегаются со стартовой прямой. Сколько раз доводилось видеть эту картинку по ТВ, а живьем все-таки представление более цельное. Бросается в глаза, что Алонсо явно нервничает, и уже на прогревочном круге ведет болид рывками.

    Старт! О-о-о… слава берушам! В первый поворот – что удивительно – помещаются все. Видимо, прохладная погода заставила пилотов быть осторожными. Практически все важные события происходят в зоне прямой видимости, даже Феттель вылетает в дальней части автодрома, но на наших глазах. Видно, как трудно сопротивляться Виталию Петрову, – по ходу Гран-при его дважды обгоняет Шумахер и один раз – Дженсон Баттон. Россиянин азартен в обороне, но возможности соперников явно выше. Кстати, именно Баттон и Шумахер показывают наиболее интеллигентный пилотаж, но не они становятся самыми быстрыми. Трио лидеров Хэмилтон – Алонсо – Уэббер уезжает все дальше, и в итоге именно оно выходит на подиум для награждения.

    Местный кумир Феттель (его фирменные смешные шапки мелькают среди зрителей постоянно, благо и погода располагает: всего плюс 13) – только четвертый. Но лидером чемпионата с огромным отрывом остается он. И пусть немецкий гимн прозвучал в Нюрбурге только перед стартом – Германии нечего беспокоиться.

    * * *

    Нечего ей беспокоиться и об успехе любого спортивного мероприятия в стране. Только что здесь триумфально завершился женский чемпионат мира по футболу. Матч открытия собрал более 74 тысяч зрителей, и это совершенно не удивляет, как и 120 тысяч на Нюрбург­ринге. Мы покидали его, продолжая удивляться: чтобы зрители максимально быстро и комфортно попали домой, большинство дорог были переведены в односторонний режим и стали четырехполосными. Каждый выезд из леса или перекресток охранялся полицейским (в России я такое видел только однажды – на ралли «Ермак», личном проекте тогдашнего пермского губернатора, а ныне министра природных ресурсов РФ Юрия Трутнева).

    Все счастливые немецкие спортивные мероприятия похожи друг на друга. Успешностью.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»