Коллега Александр Кавокин пригласил на эфир дружеского «Спорту День за Днем» радио «Фонтанка Fm». Поговорили, поздравили болельщиков «Зенита» с чемпионством. Затронули несколько моментов, которые принято называть негативными. Был ли матч «Уфа» — «Зенит» договорным? Хотите — честно? Ни на грамм не сомневался, что после ничьей, которая устроила всех, «тема» всплывет. Не можем мы иначе. Разоблачая, ищем собственное отражение.
За долгие годы в футболе (не важно, болельщик ты или журналист) для меня стало очевидно, любые попытки докопаться до истины или кого-то беспардонно очернить заканчивались банальным сотрясанием воздуха. В конце 1980-х еженедельник «Футбол-Хоккей» сделал сенсационный опрос главных тренеров высшей лиги чемпионата СССР: «Существуют ли в нашем футболе договорные матчи?» Ответ шестнадцати маститых и не очень специалистов прозвучал практически под копирку: «Существуют… Но наша команда в такие игры не играет!» Это же практически из серии анекдотов Армянского радио! Сегодня публикуются интервью, где футболисты, давно закончившие карьеру, рассказывают о «договорняках», называя конкретные матчи. Наверное, это интересно. Но где же вы были раньше?
В юриспруденции существует понятие — презумпция невиновности. Если нет доказательной базы (показания участников сговора, документы, записи телефонных разговоров), то все рассуждения на тему: «защитник не попал по мячу» или «вратаря ослепило солнцем» — для кухонных сплетен. Плюс законодательство РФ в данной сфере далеко от совершенства. Единственная норма в Уголовном кодексе, позволяющая наказать участников и организаторов «странных матчей», предусматривает ответственность только в случае подкупа (передачи денежных средств) спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей команд и других участников или организаторов профессиональных спортивных соревнований. Вы можете поверить, что в матче «Уфа» — «Зенит» произошла «передача денежных средств»?! Поэтому не вижу смысла вообще поднимать тему на страницах издания.
Правда, есть несколько моментов, которые врезались в память. Первое — должна ли быть личная ответственность за опубликованное в социальных сетях, особенно если ты официальное лицо какого-либо клуба? Второе — стоило ли президенту РФПЛ Сергею Прядкину публично цитировать «друга агента Раджабова»? Третье — нужно ли ввязываться в эту полемику Максиму Митрофанову? Тем более — отправлять кого-либо в «психиатрическую лечебницу». Понятно, это аллегория, гендиректора чемпионов России допекли, но такими словами можно невольно задеть чувства людей, которые действительно нуждаются в подобной помощи, а также их родных.