В начале июля стратегическая группа из нескольких команд «Формулы-1» и верхушки ФИА (Международной автомобильной федерации) провела очередную встречу и обсудила возможные реформы «Большого цирка». Гоночные боссы утверждают, что «заседание прошло конструктивно». Обычно у них так проходят все заседания. Недаром многие участники — бывшие или действующие конструкторы. Однако сейчас все выглядит так, будто после долгих месяцев бесплодных переговоров стороны наконец пришли к новым решениям и задумали реформы программы «Ф-1», стремительно исчерпывающей себя. «Спорт День за Днем» представляет изменения, которые были предложены для спасения «Королевских гонок» от смерти на революционном эшафоте.
Рули детям не игрушка
Боссы «Ф-1» намерены сократить помощь пилотам от «техподдержки» во время гонки. Прежде всего сократить радиообмен с боксами. А то нынче Кими Райкконен позволяет себе во время гонки выяснять отношения с инженером. Такими темпами Льюис Хэмилтон вскоре начнет передавать по радио приветы знакомым в VIP-ложе, а Фелипе Масса в прямом эфире гонки расскажет, как ему делали операцию на черепе. Зачем? Зрителям нужны обгоны! Личную жизнь пилотов они позже увидят в ток-шоу.
Также планируется уменьшить автоматизацию старта и заставить пилотов самостоятельно следить за настройками машины. Сейчас реакция пилота слишком мало решает при выходе «с линии», а техники следят за болидом, как заботливые мамы. Возможно, меньшая автоматизация избавит Гран-при от «самовозов» в духе Себастьяна Феттеля и «Мерседесов». Правда, исчезновение грозит малолетним гонщикам. Вряд ли папа пустил бы 17-летнего Макса Ферстаппена за современный руль болида без мощной опеки из боксов.
Эта музыка будет вечной!
С 2016 года система выхлопных труб машин будет изменена так, чтобы они маневрировать не мешали, но звучали громче. Тоже здравая мысль! Многие сокрушаются об утраченном рыке моторов «Формулы». Мы же не шахматы смотрим. «Свистящие» гонки на современных силовых установках лишены прежнего шарма. Еще седовласый Берни Экклстоун просил не ломать музыку моторов. А уж он-то знает толк во вкусах публики и разведении оной на деньги. Команды думают также о поблажке для новичков серии, позволяющей им установить пятую силовую установку на двигатели, дабы не плестить в хвосте пелотона, как «Манор». Еще одна перспективная мысль состоит в том, чтобы создать потолок стоимости двигателей в чемпионате. Тогда кудесники из «Мерседеса» не смогут иметь гигантского преимущества перед остальными. Они могут обидеться и уйти, как прежде случалось не раз, но дело-то житейское. На их место придут другие.
Индия просит секретные шины
Операционный директор «Форс Индия» Отмар Зафнауэр озвучил идею свободного выбора командами типов резины на определенную гонку. «Если команды будут принимать решение за четыре недели до заезда, у Пирелли будет достаточно времени, чтобы произвести необходимые комплекты. Это не повлияет на стоимость. Выбор команд будет засекречен вплоть до четверга перед гоночным уик-эндом», — заявил Зафнауэр. Зрелищность «Формулы» должна возрасти. Вместо выбора между двумя типами резины, которые на каждый этап привозят сами «Пирелли», Зафнауэр предлагает выбирать сразу между четырьмя комплектами. Это приведет к изменению тактического мышления в командах. Выбор резины станет менее очевидным и более захватывающим занятием, которое может всерьез отразиться на ходе гонки. Кажется, «Формула-1» готова к захватывающим сюжетам. Изменения, связанные с резиной, могут вступить в силу уже в следующем сезоне.
Хватит кошмарить пилотов
Слишком жесткие штрафы за смену двигателей привели к тому, что гонщик может после квалификации не только откатиться на последнее место, но и останавливаться во время гонки в боксах на так называемые стоп-энд-гоу (10 секунд обычного простоя). Это никому не нравится. Допустим, Даниил Квят провел блестящую квалификацию. Завершил ее на пятом месте, но из-за проблем с двигателем получил штраф и откатился на «-дцатые» места. Разве справедливо? Может, вышеупомянутому Квяту до конца сезона больше ни разу не удастся хорошо разогнаться в квалификационных заездах... Скорее всего, смягчение штрафов осуществят в первую очередь.
Гонка в субботу? Вы шутите?!
Предложение стратегической группы порой вызывают удивление даже у матерых экспертов, но менять формат Гран-при слишком смело даже для них. Однако «стратеги» попытались удивить мир, предложив спринт-гонку в субботу вместо третьей тренировки. «Почему бы нет?» — добродушно заявил президент ФИА Жан Тодт. Почему бы и нет?! Да потому что командам и так не хватает тренировочных заездов. Породистые болиды и нынешней-то нагрузки не выдерживают, а две гонки за два дня загонят их вусмерть.