• Настоящий человек

    14.01.08 16:03

    Сегодня легенде отечественного хоккея Валерию Харламову исполнилось бы 60 лет. Великого нападающего сборной СССР, многократного чемпиона страны, мира и Олимпийских игр на страницах «Спорта» вспоминают его друзья и близкие.

    Легендарный Дядя Боря, даже несмотря на свой преклонный возраст (в этом году ему исполнится 81), старается не пропускать ни одного матча хоккейного ЦСКА. После нескольких гудков в телефонной трубке слышится бодрый голос Бориса Сергеевича Харламова — отца Валерия:

    «Спасибо! Приятно, что сына помнят спустя столько лет».

    — Что могу сказать о Валерке с человеческой точки зрения?! Обаятельный, дружелюбный — в общем, он был настоящим человеком. Что тут еще скажешь… Сколько у него было друзей! А врага я ни одного не припомню. Причем помимо хоккеистов, с которыми он выступал в ЦСКА и сборной Советского Союза, Валера не забывал и школьных друзей, ребят из детского сада! Хотя, сами понимаете, времени на общение с приятелями было в обрез. Так он и не унывал — порой отпрашивался у Тарасова, чтобы с друзьями повидаться. А как его мальчишки во дворе любили! Он их и на «Волге» катал вокруг дома, и постоянно с ними мяч гонял до седьмого пота. Причем Валерка никогда в поддавки с ребятней не играл — все по-настоящему, по-честному.

    — А у меня уже готов подарок на Валеркин юбилей, — начинает разговор партнер Харламова по звену Владимир Петров. — Совсем недавно закончили снимать многосерийный фильм про него — «Валерий Харламов. Дополнительное время». Теперь осталось провести красивую презентацию, а потом уже и продвигать ленту на телевидение. Каждый год 14 января ездим на Новокунцевское кладбище: там собираются его друзья, приходят простые болельщики, которые до сих пор чтят Валерия Харламова. Валера был замечательным человеком и настоящим другом. Мы дружили не только на льду, но и за его пределами. Наша тройка — вообще, считаю, что-то фантастическое. На чемпионате мира в Москве на троих забросили 51 шайбу. Как думаете, кто-нибудь когда-нибудь повторит подобное?!

    Пели «от зари до зари»

    60-летие cо дня рождения Валерия Харламова его друг и одноклубник, ныне президент ФХР Владислав Третьяк отмечал в Санкт-Петербурге, и корреспонденту «Спорта» грех было не воспользоваться подобной удачей.

    — Владислав Александрович, избитый и затасканный вопрос, но без него не обойтись сегодня: как вам жилось и игралось с Харламовым?
    — Я счастливый человек. Отчасти потому, что много лет провел с Валерой бок о бок. А он был неповторимый бриллиант на площадке, каждый раз сверкавший новыми гранями своего уникального дарования и столь же яркой личностью. Я ведь с ним не только в ЦСКА и сборной выступал, мы вместе начинали еще в «юношах». Как он играл — этого, пожалуй, и не расскажешь, это видеть надо. Его никто не мог удержать, он с необычайной, какой-то издевательской легкостью ускользал от любого защитника. Выиграл все мыслимые титулы, но остался очень скромным, добрым и отзывчивым парнем. У нас была дружная команда, но Валера… понимаете, его не надо было ни о чем просить, он помогал, как играл: естественно и непринужденно. Хоккей — жесткий вид спорта, Харламову с его уникальной техникой доставалось от соперников больше, чем партнерам, и сохранить при этом столь добрый нрав — дорогого стоит.

     

    — Можете вспомнить какие-то его увлечения, не связанные с хоккеем?
    — Валера был веселым и музыкальным. Его увлечение — советская эстрада того периода. Очень любил бодрящие, шлягерные мелодии, а песню «От зари до зари» сам постоянно напевал. Это был его любимый мотив. Танцевать умел и при случае мог на вечеринке плясать часами. «Горячительного» ему для этой цели не требовалась. В мужском коллективе всякое случается, тем более в эпоху длительных сборов, но Валера был совершенно бесконфликтным — напротив, умел мгновенно помирить ребят, если вспыхивала ссора.

    — Вы с юношеского возраста играли вместе с Валерием Харламовым. Но на тренировках-то не обойтись без подначек и мини-дуэлей. Случалось?
    — Повторю: мне повезло, что я играл с ним, а не против него. Сражаться с таким гениальным нападающим ни одному вратарю не пожелаешь. А на тренировках, конечно, случалось.

    — И как?
    — Изучил я его, конечно, за столько лет. Но… Ведь он постоянно что-то новенькое изобретал, чем-то удивлял. Так что на равных сражались.

    Отец славился радушием

    Когда трагически оборвалась жизнь Валерия Харламова, его сын Александр только пошел в школу. Но память об отце он бережно хранит.

    — К сожалению, отца видел достаточно редко. Тогда же игроков не отпускали так часто домой. В основном мы были вместе летом либо по празд­никам.

    Он все время привозил нам какие-то подарки — машинки, куклы. Обожал посидеть со мной и с сестрой поиграть. Еще мы всей семьей любили пойти погулять на ВДНХ. Пожалуй, тогда в Москве это был единственный парк с аттракционами. Мы там время и проводили. Или ходили в цирк.

    Наша семья была, скажем так, демократичная. Никто не гонял, занимались, чем хотели. Не могу сказать, что отец прививал мне любовь к хоккею, но коньки у меня были еще с трех лет. Он мне их откуда-то привез. Сначала я просто их надевал и ходил в них по квартире, а потом уже вышел на лед. У нас площадка во дворе была, ее сейчас отреставрировали, привели в порядок. Там в свое время многие олимпийские чемпионы поиграли. Мы с отцом тоже иногда выбирались. Правда, опять же редко.

    Отец хотел, чтобы я футболом занимался — он и сам очень хорошо играл. (У меня с футболом не вышло, но сына своего я отдал в детскую школу ЦСКА, где он с шести лет занимается.) Мне тогда было всего пять лет, и я еще не понимал, насколько мой папа знаменит. Я просто знал, что он играет в хоккей. Сидел, смотрел его по телевизору. Гордился, конечно. Но по поводу того, что я сын известного спортсмена, никогда дискомфорта не испытывал. Он был не только знаменитым хоккеистом, но и хорошим отцом.

    Почему папу до сих пор помнят? Мне кажется, хоккеисты тогда были более открытыми для народа. Бабушка рассказывала, что иной раз отец привозил домой мешки с письмами. Люди со всех концов Советского Союза писали. Поэтому то поколение хоккеистов так любят и до сих пор вспоминают. Они ездили по армейским частям, по заводам. Там общались с людьми, бывало, даже выпивали вместе с ними. А отца любили и любят за его игру.

    В жизни он был человеком веселым, добрым, не злопамятным. У него не было никаких врагов. А еще он славился гостеприимством. Постоянно приезжал домой с друзьями. Кто-то оставался ночевать, кто-то жил у нас в квартире. У нас дома всегда было много людей. Причем не только спортсменов, но и артистов. Сейчас эти люди знамениты на всю страну. В общем, жили мы весело.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»