«Спорт День за Днем» подводит итоги своего брутального хит-парада, вспоминая самые яркие бои и ледовые разборки завершившегося сезона КХЛ. Кулак Михаила Григорьева, ярость Евгения Артюхина, прибалтийская стать Райтиса Ивананса, индейская заводка Джона Мирасти и сокрушительные удары Тревора Гиллиса — эти ребята стоят того, чтобы вспомнить их подвиги! Предлагаем вашему вниманию пятерку самых эффектных драк чемпионата.
5. Михаил Григорьев («Барыс») — Игорь Макаров (СКА)
Миша Григорьев — парень спокойный, интеллигентный, где-то даже похожий на «ботаника». Удивительно, как он со своими мелкими габаритами (179 см, 85 кг) стал хоккейным защитником, причем не плеймейкером, а разрушителем. Между тем размер хоть и имеет значение, но определяет далеко не все. Куда важнее удар и школа. Да, Михаил в каком-то смысле и был в этом сезоне «ботаником» — усердно учился у одноклубника Джона Мирасти тафгайским премудростям. Джон ведь тоже маленький крепыш, так что Григорьев получал наглядные уроки.
Вторым Мирасти стать невозможно, но первым Григорьевым — легко. Если бить с метра. В этом сезоне Григорьев провел две яркие драки — сначала победил чешского великана ЦСКА Чаславу, а затем отправил в нокаут армейца питерского — Игоря Макарова. Оба противника смело бросались на маленького, но довольно быстро из охотников превращались в жертвы. В последнем матче «регулярки» в Астане трибуны вопили от восторга: Григорьев вырубил Макарова хлестким ударом с левой! Полученное в этой битве сотрясение мозга помешало Игорю Макарову удачно выступить в плей-офф.
4. Евгений Артюхин (СКА) — Янне Яласваара («Динамо» М)
Если вдруг накатила грусть в связи с неудачей СКА в полуфинальной серией Кубка Гагарина против «Динамо», да еще и москвичи подтрунивают, стоит взглянуть на видео с Евгением Артюхиным. После него динамовцев становится жалко. Вся бело-голубая команда равнодушно взирала на избиение невским титаном бедного финна Янне Яласваары. Артюхин, пожалуй, поступил не очень красиво, добивая со спины более слабого, но тот же Игорь Макаров, давая интервью в перерыве той январской игры, отметил: «Жека молодец! Все правильно сделал…»
Правильно — потому что Яласваара провокатор. Финн — классный игрок и особенно хорош в Кубке, когда важность незаметных глазу арбитра мелких пакостей возводится в квадрат. Однако в серии со СКА Яласваара был тише воды ниже травы. Подействовала, видно, воспитательная порка, которую провел Артюхин в регулярном чемпионате.
А дело было так. После того как Янне грязно впечатал Евгения в борт, 44-й номер петербуржцев завелся не на шутку. Потерял над собой контроль Евгений, начав добивать уже лежавшего на льду финна по затылку. Из-за травмы глаза Яласваара затем пропустил три недели. Столько же «отсидел» и Артюхин — помимо трехматчевой дисквалификации, выписанной Евгению, руководство СКА решило не выпускать Арюхина на лед до тех пор, пока не вернется в строй пострадавший финн.
3. Райтис Ивананс («Динамо» Р) — Джон Мирасти («Барыс»)
Евгений Артюхин, не считая предсезонной разминки с Гимбатовым и вышеупомянутого избиения Яласваары, ни одного боя не провел. Жаль. Было бы интересно увидеть его в сражении с тремя зубрами — Райтисом Иванансом, Джоном Мирасти и Тревором Гиллисом.
В напряженном взгляде Мирасти улавливается что-то индейское. И не случайно: Джон родился в канадской провинции Саскачеван, в индейском племени «Летающая пыль». Впрочем, сам Мирасти пыль в глаза противникам никогда не пускал. Если уж предлагал драку, то бился честно, отчаянно и с открытым забралом. Оборонительная манера — не для него. И пусть из-за этого заводной малыш-крепыш и проигрывал бои, зато битвы с его участием всегда были зрелищными.
Таковой вышла и октябрьская ледовая дуэль Джона с латышским тафгаем Райтисом Иванансом. В Астане уже научились наслаждаться эффектными кулачными разборками, а потому, как только Ивананс и Мирасти скинули перчатки, зазвучала жесткая музыка. Энергичный танец завершился победой рижанина, выбравшего более аккуратную тактику: выверенным ударом Ивананс завалил Мирасти на лед.
2. Тревор Гиллис («Витязь») — Райтис Ивананс («Динамо» Р)
Под Новый год у одних принято ходить в баню, а у других — устраивать эту самую «баню» прямо на льду. В Чехове к подобным ледовым развлечениям давно привыкли. Когда игра «Витязя» радости не приносит, остается одно удовольствие — тафгайские разборки. Вот только элитному гладиатору Тревору Гиллису успехи в поединках с заведомо слабыми удовлетворения не дарят. Достойных Тревора бойцов в КХЛ — раз, два и обчелся. Артюхину драться не дозволяют, так что остаются только двое — Мирасти да Ивананс. Предновогодняя «баня» Тревора с Райтисом удалась на славу: головомойку крутые парни устроили друг другу знатную. Ивананс применил военно-банную хитрость: не пристегнул свой свитер, из-за чего мгновенно оказался голым. Гиллис, сжимавший в кулаках рижскую хоккейку, смутился, а выскользнувший из его цепких рук оппонент нанес несколько четких ударов. В итоге — боевая ничья и претензии от Гиллиса. После душевной «парилки», сидя на штрафной лавочке, канадец втолковывал латышу правила тафгайского этикета.
1. Джон Мирасти («Барыс») — Тревор Гиллис («Витязь»)
«Настоящему индейцу надо только одного…» — фраза из песни группы «Ноль» могла бы стать девизом Джона Мирасти. Ему, как и другим легендарным тафгаям индейского происхождения — Саймону с Оджиком, помогает племенная закваска. Так, тот же Джино Оджик — телохранитель Павла Буре — рассказывал, что в юности делал себя коньки из ножиков. Мирасти тоже повзрослел рано, заматерев в уличных драках. В них ножи использовались порой по прямому назначению, но Джон выжил. После каменных джунглей ледовые разборки для него — плевое дело.
Тревор Гиллис — тоже интересная личность, но, конечно, Мирасти харизматичнее будет. Вот только это качество от ударов по харе не спасает. На одной харизме в лесу не выживешь. Удар бьет ее, и Гиллис это доказал.
Дело в том, что Мирасти уже не тот, что в прошлые годы. Куда-то пропали резкость, азарт, да и лишний вес на казахстанских харчах у Джона появился. Тревор, напротив, держит себя в форме, а потому являлся в обоих драках фаворитом.
Как бы то ни было, два супербоя Мирасти с Гиллисом стали украшением бойцовского сезона КХЛ. В конце октября в Астане Гиллис нокаутировал Мирасти, а в начале декабря, в чеховском «матче-реванше», обоюдоострый и беспощадный обмен ударами прошел с минимальным преимуществом «витязя».
Далеко не факт, что этих парней мы увидим в КХЛ в следующем сезоне. Ясно другое. Все очень быстро забудут, какие места заняли те или иные клубы — если это не призовые позиции. Как не вспомнят и многих руководителей команд, которые вскоре покинут свои посты. А Мирасти и Гиллисов будут почитать всегда. Д’Артаньяны остаются!
Лидеры рейтинга:
Тревор Гиллис («Витязь»), Райтис Ивананс («Динамо» Р) — по 4 попадания;
Джон Мирасти («Барыс»), Евгений Артюхин (СКА), Пахрудин Гимбатов («Северсталь») — по 3;
Патрик Торесен (СКА), Дарси Веро («Рубин», ВХЛ), Богдан Киселевич («Северсталь»), Павел Валентенко («Авангард»), Денис Хлыстов («Салават Юлаев») — по 2.