• Настольная игра

    История с фотографией

    21.04.10 23:16

    Настольная игра - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Игры интеллектуалов

    Легко представляешь себе сцену, как один хоккеист лупцует клюшкой другого, как футболист плюет на поле коллеге в лицо или бодает его подобно племенному быку (или Зинедину Зидану — выбор за читателем)…

    Шахматы — интеллектуальный вид спорта, другие люди, другие нравы. Гроссмейстеры не бодаются. Но скандалов хватало всегда. Хоть и несколько иного характера. Впрочем, разное случалось. В 1971 году во время полуфинального матча претендентского цикла за звание чемпиона мира Виктор Корчной, ногу которого задел его соперник Тигран Петросян, громогласно заявил: «Тигран, в шахматы надо играть за столом, а не под ним». Вряд ли экс чемпион мира хотел пнуть соперника, он, естественно, задел Виктора Львовича случайно, но… страсти накалялись. В том матче из 10 партий 9 завершились вничью!

    Бобби добавил денег и политики

    Поговаривали, будто никто из участников не стремился выходить в финале отборочного цикла на Бобби Фишера. Американец, стремившийся к короне, разгромил Марка Тайманова со счетом 6:0. Милейшего питерского интеллигента, выдающегося шахматиста и музыканта лишили звания заслуженного мастера спорта СССР, что по тем временам автоматически отражалось на финансовом благополучии спортсмена. Чтоб неповадно было столь неприлично проигрывать американцу в разгар холодной войны. Вот и пошли разговорчики, когда непримиримые, скажем так, соперники Петросян с Корчным отштамповали 7 ничьих подряд.

    В итоге отдуваться пришлось Тиграну Вартановичу, но главной жертвой гениального Бобби стал Борис Спасский. Подготовка еще действующего чемпиона мира к матчу с Фишером, атмосфера в стране перед поединком, сама встреча двух выдающихся гроссмейстеров в Рейкьявике послужила поводом к «вмешательству» другого гения, уже не шахматного: Владимир Высоцкий написал знаменитую песню в двух частях «Честь шахматной короны».

    Кроме Высоцкого вмешались и советские государственные лидеры. Поэт прав: обладание шахматной короной — честь, да какая, и не только для ее обладателя — для страны. Отдавать американцам ну очень не хотелось.

    А тут Фишер взял да и подставился, не явившись на первую партию. Делегация спорткомитета СССР в Рейкьявике спешно провела экстренные консультации с руководством ФИДЕ и выяснила, что у Спасского есть формальный повод не дожидаться претендента, а улететь в Москву, сохранив корону на голове.

    Но времени не терял и Борис Васильевич, выяснивший у тех же представителей ФИДЕ и оргкомитета матча, что в этом случае он сохранит звание, но… призовой фонд (резкого увеличения которого добился Фишер) распределяться между участниками несостоявшегося матча не будет. Возможно, Спасского не устроило это обстоятельство (отечественные власти еще не знали, что питерец вскоре приготовит им новый неприятный сюрприз, женившись на француженке и перебравшись в Париж, а даже экс чемпион мира по шахматам — фигура очень заметная в мировом масштабе, шла, напомню, холодная война), возможно, он верил в свои силы и рвался в бой, возможно, не хотел оставаться «бумажным чемпионом», как три года спустя злые языки назовут Анатолия Карпова, когда все тот же Фишер сорвет матч. Как бы то ни было, покидать столицу Исландии Спасский отказался наотрез.

     

    Телепатические войны в Багио

    Атмосфера в стране при подготовке Бориса Васильевича к матчу с Фишером — это, как говорится, цветочки. Ягодки были впереди. Карпов в ранге действующего чемпиона мира дважды защищал свое звание в поединках с «невозвращенцем» Корчным.

    Всех сильнейших шахматистов СССР буквально заставляли помогать Анатолию Евгеньевичу, ставшему в известной мере заложником системы. Участник финального матча за звание чемпиона мира Давид Бронштейн потерял работу в газете «Известия» за дружбу с Корчным.

    Скандалам, произошедшим на первом матче в Багио, посвящено немало книг.

    Там со скандала и началось: перепутали ноты и вместо советского гимна сыграли «Интернационал».

    «Беспаспортный» на тот момент Корчной решил играть под флагом ненавистной и непризнанной в СССР польской «Солидарности». Грянула знаменитая «буря в стакане кефира». Корчной подал протест, требуя запретить Карпову подкрепляться этим напитком в ходе партии, утверждая, что подсказка из зала может последовать в виде перемены цвета содержимого бутылки.

    Это, разумеется, расшалившиеся нервы, но экс-питерец хорошо знал, сколько выдающихся советских гроссмейстеров находится в зале, аккредитованных в качестве корреспондентов различных изданий.

    Появился в зале и выдающийся психолог Владимир Зухарь. Корчной заявлял, что личный врач Карпова (так был представлен Зухарь) обладает телепатическим даром и воздействует на его мозг.

    Это, как говорится, вряд ли, но ход был безошибочным. У подлинно блистательного специалиста доктора Зухаря действительно было в Питере прозвище Телепат, о его способностях ходили легенды, Корчной же вообще верил в парапсихологию, а Владимира Петровича хорошо знал лично.

    Корчной ответил приглашением двух американских йогов. Советская делегация подала протест. Йогам разрешили сидеть в зале, но одевшись по-европейски. Но вскоре было объявлено, что йоги — выпускники Гарварда, еще и члены организации «Ананда Марга», а именно эта организация обвиняется в покушении на индийского дипломата…

    Все скандалы исторического противостояния в Багио не перечислишь.

    На этом фоне «сортиргейт» и нынешние выходки современного короля шахматных скандалов Сильвио Данаилова — просто детские разборки в песочнице.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»