Футбол отнюдь не является самым консервативным видом спорта. С течением лет менялись не только правила, но и многое из того, что сопутствовало матчам. Новации зачастую были призваны сделать игру динамичнее.
Например, раньше команды, ведущие в счете, умело «убивали время» в концовках. Вратарь выбрасывал мяч защитнику, тот отпасовывал обратно, следовал выброс на другого защитника, мяч снова оказывался в руках у голкипера, и так до бесконечности. Сейчас вратарю запрещено брать мяч в руки, если свой игрок делает ему передачу ногой. Это в значительной мере способствует зрелищности.
Приятно, что отечественный футбол тоже внес свою лепту в общее дело борьбы с невынужденными паузами. Болельщики со стажем, конечно же, помнят, что в былые годы команды играли одним мячом. Если он улетал далеко за пределы поля, приходилось ждать, пока мальчишки принесут его обратно. Подобным несовершенством тоже умело пользовались любители потянуть время. Как дадут залп по воробьям, ищи-свищи потом игровой снаряд, а драгоценные секунды летят.
В Советском Союзе впервые в Европе стали играть тремя мячами. Один находился в поле, а еще два – за воротами каждого из соперников. Улетает кожаная сфера – без задержки в ход идет другая. Сейчас это кажется само собой разумеющимся, а тогда новшество стало своеобразным советским ноу-хау. Кому же пришла в голову столь простая на первый взгляд мысль?
– Не помню точно, в каком это было году, – вспоминает первый вице-президент РФС Никита Симонян, – скорее всего, в 1977-м. Мы с Валентином Николаевым повезли молодежную сборную в турне по Южной Америке. В Бразилии играли в городе, где поле было окружено рвом с водой. Когда мяч туда попадал, вылавливать его приходилось большим сачком. Так вот мы с Валентином Александровичем обратили внимание, что по всему периметру стоят мальчишки с запасными мячами. Благодаря этому задержек не возникало. Мы, так сказать, намотали на ус увиденное, а по приезде предложили перенять опыт «бразильских товарищей». Нам тогда поначалу возразили, мол, где взять столько мячей. «Зачем столько, – отвечаем. – Хотя бы еще два».
Федерация футбола прислушалась, и уже со следующего сезона «изобретение Симоняна и Николаева» было с успехом применено на практике. Что интересно, международные матчи продолжали проводиться «по старым правилам», а встречи внутреннего первенства – по новым.
Спустя два года ФИФА и УЕФА заметили полезное начинание и спустили в национальные федерации соответствующую директиву. Мелочиться не стали: мячей распорядились использовать сразу двенадцать.
– Не стану утверждать, что именно наш опыт послужил примером для остальных, – улыбается Никита Павлович. – Официально ведь никто разъяснений не давал. Так что, возможно, члены ФИФА и УЕФА тоже «подсмотрели» бразильский вариант. Но то, что в этом деле мы были пионерами в Европе, – совершенно точно.