Никак не могу вспомнить, вошло ли к 1996 году в обиход широко распространенное нынче слово баннер. Если нет, то на стадионе питерском болельщики вывешивали в тот сезон огромный транспарант «Паша Садырин – футбольный Бог».
В 2001 Юрия Морозова болельщики назвали отцом всех наших побед. И до сих пор так величают. Юрий Андреевич – свой, питерский, что на невских берегах всегда было важно, как, пожалуй, нигде больше. Уроженца Молотова (Пермь нынче) Павла Федоровича тоже таковым очень давно признали, еще когда не наставником был в «Зените», а капитаном. Один принес городу первые медали в футбольной его истории, другой – первое чемпионство. И все были уверены: никого рядом с ними никогда болельщики не поставят. Это – если мерить народной любовью. Дик Адвокат и вовсе принес Питеру евротрофеи, стал почетным жителем города, его ценили, уважали, тепло и искренне провожали, но…
Сравнивать его со всенародными Андреичем и Федорычем никому бы и в голову не пришло, точнее, сравнивать отношение к этим тренерам.
И вот мне кажется, появилась Личность, сравнимая по силе притягательности для болельщиков со своими без преувеличения великими предшественниками – Лучано Спаллетти, иностранец.
Разделся в морозец «по торсу» и купил народную любовь? Дудки! Дал результат? Конечно, но у Адвоката были успехи и посерьезнее.
Искренность Лучано в отношении с болельщиками подкупает. Искренность, подтвержденная делами. Порядочность человека, ни разу плохого слова не сказавшего о своих футболистах, берущего ответственность на себя. Он излучает позитив. Он никогда не демонстрирует недовольства. Он требователен к себе. Но не требует постоянно: «Купите мне…».
А ведь дело не в деньгах! «Купите мне…» означает недоверие к тем исполнителям, которые в распоряжении тренера. А селекционная работа постоянно ведется в любом профессиональном клубе, закон спорта, который никто не отменял. Она, разумеется, ведется и в «Зените». И кто-то, как обычно, теряет место в составе. А с кем-то приходится расставаться. Но Лучано Спаллетти не «режет живое мясо». Он по-иному понимает тренерскую профессию. В команде нет обиженных на тренера, и это – не взгляд со стороны в данном случае.
Этот профессионал ценит человечность. За это люди полюбили его.