Ждут футболисты и тренеры. Болельщики дни считают. Уже совсем скоро на Крестовский остров снова вернется большой футбол. Сначала новую арену опробует «Зенит», а затем на изумрудный газон выйдут участники Кубка конфедераций. Событие историческое для Петербурга. Потому и ждут его питерские болельщики с нетерпением. Один из них — 86-летний Иван Краско. В его жизни есть две страсти: театр и футбол. Иван Иванович даже подсадил молодую супругу на любимую игру. Также народный артист России рассказал корреспонденту «Спорта День за Днем», куда надо обязательно сводить гостей из Африки и Южной Америки и почему надо вернуть Александра Кержакова в национальную команду.
Памятник Кирову убирать не надо
— «Зенит» меня еще не пригласил на открытие нового стадиона. Жду, — рассмеялся Иван Краско. — Естественно, хочу сходить. Я ведь еще не видел новый стадион. Пойду с женой. Теперь она тоже интересуется футболом. Я ее заразил.
— Многих игроков «Зенита» она знает?
— Из моих рассказов слышала про Сашу Кержакова и Сашу Анюкова.
— Делаете акцент на российских игроков?
— У меня однозначное мнение: все легионеры — наемники. Я очень естественный человек и прекрасно понимаю, что за деньги патриотов не бывает.
— Ясно. Первый матч на новом стадионе — это еще и первый удар по мячу. Кто достоин его сделать?
— Миша Боярский или Саша Сокуров.
— Почему себя не называете?
— Я скромничаю (смеется). Отвожу себе роль зрителя.
— У вас нет желания что-то исполнить на открытии нового стадиона? Может, прочить стихи?
— Специально у меня ничего нет. Возможно, подойдет «Карьера» Евгения Евтушенко.
— Почему?
— А вы вспомните, как там написано: «Я делаю себе карьеру тем, что не делаю ее!»
Чтобы люди жили не ради наживы или пиара, а по-честному.
— До сих пор не определились, как будет называться новая арена на Крестовском острове. Вы за какое название?
— «Санкт-Петербург Арена» больше соответствует принадлежности городу и его заслугам. «Зенит Арена»? У «Зенита» много достижений... Я бы провел референдум среди жителей Петербурга.
— Может, просто вернуть старое название — стадион имени Кирова?
— Не надо. Киров был великий гражданин, но все же это ушедшая эпоха.
— Давайте тогда уберем памятник ему возле стадиона?
— Можно не убирать. Памятник Кирову — символ истории, к которой надо относиться с уважением.
— Представьте себе такую картину: вы идете вместе с гостем из Англии на матч чемпионата мира по футболу. Подходите к этому памятнику. Англичанин вас спрашивает: «Кому он установлен?»
— Я ему объясню, что Сергей Миронович Киров был одним из главных людей Советского Союза.
— Ваш спутник обязательно спросит: «Почему памятник Кирову стоит именно у стадиона?»
— Все просто. Раньше стадион носил имя Кирова. Теперь новые времена. И новая арена.
— На ней тепло и хорошо видно с любого места. Какого комфорта вы еще ждете?
— Мне и этого достаточно. Я же привык к «Петровскому». Еще бывал на стадионе имени Кирова. Вообще я человек неприхотливый. Меня устроит, если будет хорошо видно и слышно.
— Уже есть проблемы с подъездом на арену на личном транспорте...
— Может, меня кто-то подвезет на футбол. У меня нет своего личного транспорта.
Придется тогда ехать на метро или в автобусе. Но ничего страшного. Это даже интересно. Супруга тоже не будет против.
Вопрос для Криштиану Роналду
— Знаменитый тренер фигуристов Алексей Мишин сравнил поход на Кубок конфедерации с визитом в Лувр. Разделяете такую точку зрения?
— Это любопытно! Прав тренер, что тут говорить. Все-таки в Россию приедут уважаемые команды.
— Одна из них — сборная Португалии. Чемпион Европы. Команда Криштиану Роналду. Если бы появилась возможность, что бы вы у него спросили?
— Как ты переносишь славу? (Смеется.) Некоторые наши игроки не выдержали такого испытания.
— В вашем Театре имени Комиссаржевской обсуждают предстоящий чемпионат мира?
— Да. Сейчас, правда, молодые артисты сильно заняты, но когда-то у нас была команда, которая играла в Коломягах на Кубок губернатора Санкт-Петербурга.
— Вы были главным тренером?
— Президентом. Скоро опять будет играть.
— Гастроли не помешают походу на матчи Кубка конфедераций и чемпионата мира?
— Сейчас с гастролями очень тяжело. Их практически не бывает. Так что летом ничего не будет отвлекать от похода на футбол.
— Чего вы ждете от сборной России?
— Надеюсь, что к чемпионату мира ребята соберутся и покажут зубы.
— Вам не обидно, что из вашего любимого «Зенита» на предстоящие товарищеские матчи с Кот-д'Ивуаром и Бельгией были вызваны только два игрока: защитник Юрий Жирков и нападающий Артем Дзюба?
— Это же только сейчас. Олег Шатов обязательно там должен быть. Еще Юра Лодыгин.
— Александр Кержаков еще имеет шанс попасть на чемпионат мира?
— Я бы рискнул на месте Черчесова (улыбается). Кержаков — прушник, как говорят между собой футболисты. Недаром он лучший бомбардир сборной России. Да и вообще Сашка очень хороший человек.
«Медный всадник» обязателен к просмотру
— Два предстоящих футбольных турнира гарантируют мощный поток туристов в Петербург. Куда вы им посоветуете сходить? Что посмотреть?
— Просто погулять по городу. Обязательно навестить «Медный всадник». Поклониться Петру Великому, а затем повернуться и обозреть красоту открывшейся панорамы города. Это самое красивое место в мире! Когда я гулял по Вене и восторгался ею как музеем под открытым небом, мои друзья-австрийцы привели мне контраргумент: «Какой же ты петербуржец, если забыл про такое место в своем городе?» Я вернулся из Австрии и сразу побежал к «мин херцу».
— Кому?
— У нас был спектакль «Шут Балакирев», а я играл Александра Даниловича Меншикова. Он обращался к Петру I: «Мин херц».
— Понятно.
— Я пришел к «Медному всаднику», посмотрел оттуда и сразу понял, что мой переводчик-русист по имени Курт был прав. Красивее не бывает!
— Как петербуржцам достойно встретить многочисленных гостей чемпионата мира?
— Содействия им никакого не надо. Они живут лучше нас, материальной помощи им не нужно. Только гостеприимство и радушие. Но они у нас всегда были. Я верю, что между собой люди всегда дружелюбны.
— Приедут болельщики из Африки, Южной Америки. Они знамениты тем, что любят наряжаться в пестрые костюмы, устраивать карнавалы, что нетипично для наших северных широт. Если бы вы увидели, как они танцуют, присоединились бы?
— Наверное, но в меру сил. У них можно поучиться легкому отношению к жизни. Они гораздо свободнее. Мы — скованный народ. Нас всю жизнь к этому приучали. Как говорил один генерал: «Чего же вы, интеллигенты, такие умные, а до сих пор не научились ходить строем?» (Смеется.)
— На ваш взгляд, Петербургу большая польза от таких масштабных спортивных событий, как чемпионат мира и Кубок конфедераций?
— Несомненно. Прежде всего происходит человеческое освобождение, о котором мы с вами уже говорили. Дружба должна быть между людьми, а не политиками. Это очень важно. Болельщики, которые впервые приедут в Россию, увидят, что мы тоже нормальные люди, а не те самые медведи, в которых нас всегда обряжают.