• Народный артист России Олег Газманов: «Однажды разбил голову, празднуя гол сборной»

    В гостях у «Спорта»

    30.12.11 00:26

    На эстраде — время молодых. Собственно, так было почти всегда, специфика жанра. Не без исключений, как водится. Олег Газманов начал свою сольную карьеру в 1989-м. 22 июля нынешнего года артисту исполнилось 60. Он по-прежнему очень популярен. В век эстрадных однодневок такой долгожитель — большая редкость.

    Наивно жду от футболистов патриотизма

    — Олег Михайлович, мне по роду работы доводится общаться со многими спортсменами-чемпионами, но я и не припомню, чтобы кто-то из них готовился к выходу на поле, как вы к выходу на сцену. А вы, доводилось видеть за кулисами, такую зарядочку выдали! По-прежнему так же истязаете себя?
    — Сейчас даже больше, чем в молодости. Нужно распеваться, но еще нужно быть разогретым. Дело в том, что мой концерт — это не просто исполнение песен. Я стараюсь создать шоу. И не потому, что хочу поразить всех умением делать акробатические трюки, а потому, что не могу по-другому, у меня адреналина в крови слишком много. Но я понимаю, что я уже не 20-летний пацан, мне все-таки 60, мозги помнят, мышцы помнят, а вот связки… Чтоб они выдерживали, их нужно разминать как следует. Словом, готовлюсь к работе, как футболист или теннисист (улыбается). Даже больше скажу: «Если хорошо размяться, разогреться, потом на сцене уже легко все проходит». И петь легче, и тонус другой.

    — Вы, как всем известно, любитель футбола и даже в творчестве своем не обошли игру миллионов стороной. В уходящем году сборная России решила главную задачу сезона, отобралась на Евро-2012. Ваши впечатления от игры команды Дика Адвоката?
    — Мягко говоря, не самые радужные. Сразу отмечу, что не считаю себя футбольным специалистом. Но игра нашей сборной меня чаще разочаровывает — именно игра. Я и болеть-то за наших боюсь, чтобы не разочаровываться. Опасаюсь отрицательных эмоций.

    — Что вы ждете от сборной России на предстоящем Евро? Как оцениваете группу, в которую жребий отправил команду?
    — По составу группы полагаю, что это не столь важно, это же все-таки финальная часть, где слабаков нет. Очень надеюсь на то, что у наших проснется наконец дух патриотизма и они поймут, какую державу представляют… Наверное, наивно так думать, но очень хочется. Футбол давно профессиональный, в сборной немало футболистов-легионеров, наверное, у ребят иной подход, я же мыслю в этом плане прежними категориями.

    — Не собираетесь лично поддержать сборную в Польше и на Украине?
    — Еще не знаю. Ясность наступит ближе к лету.

     

    — Есть ли, на ваш взгляд, у команды подлинные лидеры, солисты? Раньше таковым считался Андрей Аршавин. Тянет ли он сегодня на роль «есаула», вожака?
    — Вспомнили есаула (смеется)… Тоже, наверное, уже не то время. В сборной есть индивидуально сильные игроки. Не стал бы никого из них выделять — это к вопросу о солистах, лидерах. Но вот сильной команды — такой, скажем, как Испания, — я не вижу. По-моему, до европейских лидеров далековато нашей сборной. Я, честно говоря, не понимаю даже, в чем тут дело. Гигантская страна, в которой футбол — самый популярный, самый массовый вид спорта, но чего-то нашему футболу не хватает.

    — Когда смотрите футбол, вас как творческого человека больше привлекает красота игры, зрелище или вам важнее всего результат любимой команды? А болеете вы, насколько мне известно, за «Спартак».
    — Я не фанат, да и болельщиком «Спартака» был прежде, сейчас уже таковым себя не числю. Я действительно люблю и ценю красивую игру, а некогда ее демонстрировал «Спартак», но это давно было. В те годы там мои друзья работали, а это для меня важно. Я вообще опасаюсь теперь болеть. Начинаю болеть, а значит, орать, срываю связки.

    — Знакомо...
    — Однажды смотрел футбол в гостинице. Болел за нашу сборную. А был у меня двухэтажный номер с мансардой. Там балка была закреплена. Когда наши забили гол, я так подпрыгнул, что в эту балку головой врезался. Ох, и больно было!.. Понял, что надо бережнее относиться к себе. Но тем не менее, разумеется, за футболом следить продолжаю. Прикидываю постоянно перспективы развития нашего футбола. Очень хочется верить. Но пока… не всегда получается.

    Свожу сына на «класико»

    — Кстати, о перспективах. Как вы думаете, сможет ли Россия реально побороться за победу на домашнем чемпионате мира? Вообще вы рады тому, что у нас пройдет футбольный турнир такого масштаба, или, может, стоило бы сэкономить деньги на что-то другое?
    — Ну деньги-то все равно куда-то бы да уплыли, это меня менее всего беспокоит в связи с чемпионатом. Если правильно будем развивать футбол, то сможем. Если будем строить поля, детские футбольные школы. Ведь любовь к футболу в стране — бешеная. Я, наверное, даже больше за людей переживаю. За наших людей, которые фанатично преданы футболу. Вот мой младший сын Филипп — он из таких. Он, правда, не знаю уж, к счастью или к сожалению, болеет за мадридский «Реал».

    — Во всяком случае сберегающе действует на нервную систему.
    — Вам бы даже лучше у него интервью взять, чем у меня. Он знает о футболе все! О нашем, о европейском...

    — Я понимаю, что ваш сын от рождения уже Газманов, но интервью я у него непременно возьму, когда он станет Газмановым по общественному признанию, чего я и ему, и вам желаю.
    — Филиппу недавно исполнилось 14. Он знает все о всех игроках, о трансферах, сам играет в футбол, капитан команды. Я это поощряю, потому что считаю занятия спортом очень полезными. Просил меня в качестве подарка на день рождения свозить его в Испанию на «класико».

    — Свозили?
    — Не успел. Цейтнот не позволил. Но свожу непременно.

    — Смотрите, Олег Михайлович, вы через прессу уже пообещали ребенку.
    — Я уже третью жизнь проживаю глазами своих детей. Мне это безумно нравится. Так что, повторю, побываем мы с ним на испанском «класико».

    Взять и поделить. Деньги — Тарпищеву

    — Наступающий год — олимпийский. Вы кандидат в мастера спорта по гимнастике. Какие еще виды спорта вам нравятся?
    — Очень люблю теннис, уделяю ему сейчас гораздо больше времени, чем футболу. Горные лыжи — еще одно мое увлечение. Кроме того — виндсерфинг.

    — А в Лондоне во время летних Игр побывать не планируете?
    — У меня на будущий год масса планов: гастроли, концерты, записи. Если время будет, то слетаю. Меня очень зовет в Лондон Шамиль Тарпищев. А он уговорит, скорее всего. Он раньше меня часто вытаскивал, иногда просил помочь, я приезжал, даже пел.

    — Вы, как сами заявляли в одноименной песне, девочек любите. Можете ли назвать спортсменок, которые вам особенно нравятся, выделить запомнившихся красавиц?
    — О, таковых много довольно! Опять же, предпочитая теннис, выделю представительниц этого вида спорта. Мне очень жаль, что покинула корт Лена Дементьева. Вот вам и красавица, и великолепная спортсменка! Настя Мыскина тоже уже не выступает, и тоже жаль. Конечно же, очень красивая девушка Маша Шарапова! И Вера Звонарева, любуюсь и ею, и ее теннисом. У нас вообще девчонки потрясающие, я их практически всех знаю. Ребята, к сожалению, сдают сейчас свои позиции. Что поделаешь, бывают разные периоды. Я переживаю за теннис. Мы дружим с Шамилем Тарпищевым. Я даже песню о теннисе написал под названием «Последний сет». Мне кажется, что государство должно больше помогать теннису, Тарпищеву. Только не тот отдел правительства, что спорт курирует, а тот, что ответственен за имидж государства. Есть такое подразделение, возможно, оно не так называется. Теннис — тоже имидж! По теннисистам, их игре, их облику, манере поведения судят о стране. Таких, как Марат Сафин, Женя Кафельников, знал и знает весь мир.

    — Подождите, так деньги теннису или Тарпищеву?
    — Тарпищеву — на теннис. Это лучший спортивный менеджер мира. У нас на теннис тратится в тысячи раз меньше, чем на футбол. Надо бы хоть немного перераспределить, чтоб теннисные корты перестали быть недоступными из-за их дороговизны для народа, чтоб этот вид спорта приобрел массовый характер. От этого наша страна получила бы столько бонусов, что этого никакими деньгами не оценить! Это — уже готовое, а футбол еще поднимать и поднимать. И тренеров западных в теннисе приглашать не нужно.

    Брать пример с канадцев

    — Вы служили на Балтике, затем создали цикл морских песен. Бывали ли в нашей олимпийской столице — Сочи, нравится ли вам идея проведения зимних Игр на черноморском курорте?
    — Идея великолепная! Как и в случае с футбольным чемпионатом мира, все будет зависеть от исполнения. Сочи — прекрасный город, совершенно уникальная, потрясающая история: внизу теплое море, а наверху горные склоны, на которых можно кататься на лыжах. Я не знаю, сколько таких мест в мире и есть ли хоть одно, сравнимое с Сочи. Не знаю пока, как можно будет справиться там с автомобильными пробками. Я был на Олимпиаде в Ванкувере, они гениально провели свои Игры. Причем все было очень разумно, без излишней помпезности. Канадцы просто отлично организовали массовое спортивное мероприятие, наняли массу волонтеров, студентов, работавших бесплатно. При таком подходе город совершенно точно получил прибыль. Что будет в Сочи, я пока не знаю, но хотелось бы, чтоб было хорошо. Я бывал там, есть в Сочи все возможности. Очень хотелось бы, чтоб все выстроили и все спортивные сооружения достались народу. Подчеркну, что именно народу, а не олигархам и представителям властных структур. Чтоб катания на лыжах, на коньках не стоили бы дорого. И приняли бы подлинно массовый, народный характер.

    — Реально это у нас, Олег Михайлович?
    — Ну почему бы и нет? Если страна будет развиваться в правильном направлении…

    — Вы провоцируете меня на вопрос, реально ли и это?
    — Конечно, реально.

    «Соточку» под настроение!

    — Вы неоднократно исполняли свои песни с военным оркестром. Но даже с таким сопровождением выходите на сцену в футболке. Это — верность имиджу или спорту?
    — Предыстория вопроса такова. Когда писал эти песни, то ни о каком исполнении совместно с оркестром и не думал. Потом, когда они обрели популярность, я подумал, что было бы здорово объединить рок-музыку, современные ритмы с богатейшими традициями военных коллективов. И вообще самые интересные направления находятся на стыке музыкальных культур. Концерты с хором и оркестром я устраиваю только в Москве, организовать такие массовые гастроли я не в состоянии. Это очень красиво: потрясающий видеоряд, краски, новое звучание. Что же до формы, то я, между прочим, капитан третьего ранга! Однажды меня уговорили, и я нацепил мундир, все свои награды и вышел на сцену. Народ очень возбудился (смеется), я посмотрел и… Знаете, я с достаточной долей иронии отношусь и к себе, и к окружающему миру. Вряд ли я буду часто петь в форме, хотя и очень уважаю людей, носящих ее по долгу службы.

    — В нашей стране иначе трудно.
    — Был в современной истории России период, когда армию не пинал разве что только ленивый. Последствия этого до сих пор расхлебываем. Было слишком много негатива по отношению к армии. Но в жизни страны бывают критические моменты, когда безопасность ее граждан зависит от армии и та принимает первый удар на себя. Защитники Отечества необходимы, их надо уважать. А в футболке мне еще и удобнее. Но в последнее время я иногда из уважения к ветеранам, выступая с оркестром, одеваюсь посолиднее.

    — Мы говорили о ваших болельщицких пристрастиях. Судя по тому, в какой форме вы пребываете, и сами продолжаете заниматься каким-то спортом. Каким и как много? Ощущаете свой возраст?
    — Обожаю теннис. Горные лыжи. Что до возраста, я за последние 30 лет даже в весе не прибавил. Странная со мной история происходит: не ощущаю перемен, хоть и знаю, что мне 60. Более того, раньше стабильно отжимался 50 раз, а сейчас — 60–70. Если есть настроение, могу и «соточку» выдать. Акробатика дает мне драйв на концертах.

    — Вы с вашим пристрастием к акробатике, к отжиманиям в умопомрачительных количествах хоть в новогоднюю-то ночь режим нарушаете?
    — Если вы под режимом подразумеваете своевременный отход ко сну, отказ от алкоголя, то такой режим я нарушаю чаще, чем наступает Новый год. Могу выпить, и умею это делать. Могу сказать, что мои дети ни разу не видели меня пьяным. Это принципиально важно. Не выпивающим — а именно пьяным. Если пить, то умеючи. Диет я тоже не соблюдаю. У меня сейчас по два выступления в день, перелеты, недосыпаю, но я при этом в форме.

    — Что бы вы пожелали читателям «Спорта» в наступающем 2012 году?
    — Здоровья в первую очередь. Побед «Зениту». Болельщики «Зенита» отличаются своей сплоченностью и страстностью при поддержке любимой команды, это мне очень импонирует. Болельщикам всех клубов желаю мирного, позитивного боления на пользу нашему футболу. Питерским болельщикам — наслаждаться красивой и победной игрой «Зенита». Ведь этот клуб способен ее демонстрировать.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»