«Наполи» может стать чемпионом Италии уже в воскресенье, 30 апреля. Для этого неаполитанцы должны обыграть дома «Салернитану», а их ближайший преследователь, «Лацио» – потерять очки в матче с «Интером». Но даже если не сложится и празднование придется немного отложить, нет сомнений в том, что команда Лучано Спаллетти выиграет заветный титул – первый с 1990 года.
И победа неаполитанцев станет историческим событием! До этого они выигрывали Серию А всегда дважды, и оба раза – с величайшим Диего Марадоной. Его семилетнее пребывание в Неаполе стало легендарным. «Спорт День за Днем» рассказывает, как это было.
«Наполи» до Марадоны
В сезоне-1982/83 «Наполи» занял 12 место в чемпионате Италии, чудом не угодив в зону вылета, поэтому переход Марадоны стал настоящей сенсацией.
Типичными аутсайдерами неаполитанцы считались именно в те годы, но и достижения у команды были. До Марадоны «Наполи» пять раз входил в призеры Серии А (дважды – на втором месте) и пять раз становился четвертым. Да, до скудетто так и не добрался, но зато дважды взял Кубок Италии – в 1962 и 1976 годах.
Что касается Неаполя, то он был стремительно беднеющей бывшей столицей. Там царила разруха, безработица и криминал, а былые богатства, разграбленные северянами, утекали в более продвинутый регион и вливались в промышленный треугольник Милан – Турин – Генуя.
Почему же Марадона выбрал «Наполи»?
Кто-то утверждает, что после неудачного периода в «Барселоне» и из-за неумелой работы менеджеров ему было все равно, куда переходить, он нуждался в деньгах. Другие же считают, что Марадона просто видел в этом городе и клубе себя.
Он рос в нищете в Вилья-Фиорито – перенаселенных трущобах в пригороде Буэнос-Айреса, где не было ни асфальтированных дорог, ни чистой воды. Местным жителям приходилось работать сутки напролет, чтобы выжить. Как вспоминал сам Марадона, его отец-каменщик уходил на работу в четыре утра и возвращался оттуда практически мертвым – так сильно он уставал.
На протяжении всей своей жизни Диего стоял на стороне бедных и угнетенных. Один из его первых клубов, «Бока Хуниорс», был командой рабочего класса, боровшейся против привилегированного «Ривер Плейта». А все два года, проведенные в Барселоне с ее сепаратискими настроениями, Марадона чувствовал себя изгоем. Его называли Судакой – это уничижительное название для темнокожих южноамериканцев.
Неаполитанцев тоже можно было назвать изгоями. Северяне смотрели на них с превосходством, насмехались и зачастую даже оскорбляли. Считали южан ленивыми, необразованными и грязными. Даже ужасное землетрясение 1980 года, унесшее жизни трех тысяч человек, не заставило их смягчиться.
Неаполь и его жители сталкивались с такими же проблемами, что и Марадона, поэтому они сразу почувствовали родство. Спортивный директор «Наполи» Антонио Юлиано, приехавший в Барселону договариваться о сделке, сказал Диего, что тот станет живым богом, если переедет в Неаполь, и его слова вполне можно назвать пророческими.
Я чувствовал, что они любят меня. По-настоящему, – вспоминал Марадона в автобиографии. – Неаполь был сумасшедшим городом – они были такими же сумасшедшими, как и я – футбол был для них самой жизнью. Многое напоминало мне о моем происхождении. Были голодовки, и люди приковали себя цепями к забору на стадионе «Сан-Паоло», умоляя меня приехать. Как я мог их подвести?
На презентацию аргентинца в качестве игрока «Наполи» пришло 70 тысяч болельщиков. Они забили стадион до отказа и скандировали: «Ho visto Maradona, Ho visto Maradona» («Я видел Марадону, я видел Марадону»). Он стал для них божеством, не сыграв за неаполитанцев ни одной секунды.
Неаполь и остальная Италия
Если Неаполь пришел в восторг, то остальная Италия была не очень-то доброжелательна. В этом можно было убедиться на выездных матчах с северянами, чьи болельщики встречали Марадону баннерами с надписями «Добро пожаловать в Италию», «Умойся!», «Неаполь, страдающий холерой» и «Везувий, омой их огнем». Они даже не стеснялись имитировать крик обезьян из-за более темного цвета лиц южных итальянцев.
Игрока отравили во время чемпионата мира. Обо всем рассказал Марадона
Марадона принял этот вызов. Как рассказывал бывший вратарь «Наполи» Джованни Галли, Диего относился к клубу, как к своей собственности. Диего моментально превращался в грубияна и бросался на защиту, если кто-то осмеливался критиковать его команду.
Вся эта битва между Севером и Югом сделала меня сильнее и дала мне шанс делать то, что мне нравится больше всего: бороться за право дело. И если это дело бедных, тем лучше, – рассказывал Марадона.
Он не раз признавался, что чем сильнее остальная Италия не верила в него и в «Наполи», тем злее он становился и тем сильнее играл.
Не Марадоной единым
Безусловно, то, чего добились неаполитанцы в двух своих чемпионских сезонах, напрямую связано с Марадоной. Но «Наполи» нельзя было назвать командой одного человека.
В состав чемпионов 1987 года входили такие игроки сборной Италии, как Фернандо Де Наполи, Сальваторе Баньи, Бруно Джордано и Чиро Феррара. А среди победителей 1990 года были бразильские звезды Алемао и Карека, а также молодой Джанфранко Дзола.
С другой стороны, именно Марадона был центром притяжения. Одних игроков он переманивал лично, как было с Джордано, который перешел в «Наполи» после того, как Диего весь матч против «Лацио» уговаривал его это сделать, а другие просто хотела играть в одной команде с Марадоной.
Два скудетто
Через три года после перехода Марадоны «Наполи» впервые выиграл чемпионат Италии. В предпоследнем туре команда Оттавио Бьянки сыграла вничью с «Фиорентиной» (1:1) и, когда прозвучал финальный свисток, на «Сан-Паоло» началось сумасшествие: 70 тысяч болельщиков размахивали голубыми флагами, а поле затянуло синим дымом от файеров.
Потом вся эта толпа вылилась на улицы города, присоединившись к остальным празднующим. Машины сигналили, люди танцевали на крышах застрявших в пробках автобусов, подростки надевали парики Марадоны, кто-то нес гробы с символикой «Ювентуса», а возле крупнейшего кладбища в городе вывесили транспарант с надписью «Вы не знаете, что пропустили!».
Для меня этот титул значит гораздо больше, чем победа на чемпионате мира. Я выиграл молодежный чемпионат мира в Токио и выиграл чемпионат мира в Мексике в прошлом году, но в обоих случаях я был один, у меня не было друзей. Здесь же вся моя семья, город Неаполь со мной, потому что я считаю себя сыном Неаполя, – говорил Марадона.
В следующем сезоне «Наполи» уверенно шел ко второму чемпионству, но неожиданно проиграл дома «Милану», после чего посыпался. Болельщики были настолько разочарованы, что посчитали это сливом в пользу мафии. Но все же не стоит забывать, что тот состав «Милана», ставшего в итоге чемпионом, был невероятно хорош.
Еще через год «Наполи» стал двукратным обладателем скудетто. И это при том, что к тому моменту Марадону уже хотел покинуть Италию, был обижен из-за сорвавшегося трансфера в «Марсель» и вернулся в Неаполь только к пятому туру.
Неаполь не Италия?
Неаполитанцы настолько любили Марадону и настолько не любили северян, что на чемпионате мира 1990 года, когда в Неаполе играли Аргентина и Италия, весь стадион болел за аргентинцев. Диаго даже подначивал людей, пользуясь их благосклонным отношением.
Мне не нравится тот факт, что сейчас все просят неаполитанцев быть итальянцами и поддерживать свою сборную. Неаполь всегда был маргинализирован остальной Италией. Это город, который страдает от самого несправедливого расизма, – заявил он перед матчем.
В итоге Аргентина победила по пенальти, а все Италия была опустошена. Тогдашний президент «Ювентуса» Джампьеро Бониперти сказал: «Мы никогда не могли себе представить, что жители Неаполя перестанут поддерживать Италию», и итальянцы возненавидели Марадону.
Gazzetta dello Sport назвала его дьяволом, а издание La Repubblica провело опрос, в котором нужно было выбрать наиболее презираемую историческую фигуру. С большим отрывом победил Диего, обойдя даже военных преступников и диктаторов. Так началось низвержение кумира. Но даже сейчас в Неаполе любят и боготворят Марадону, вернувшего городу и его жителям достоинство.
Фото: EPA/VOSTOCK-Photo