Бывший форвард «Зенита» вряд ли может занести себе в актив прошедший сезон. Однако повод для радости у него все же есть. Петербургский клуб, который он считает для себя практически родным, на прошлой неделе завоевал чемпионский титул. Напомним, именно в «Зените» Денис Зубко впервые громко заявил о себе в 1990-е годы.
Зенитовцев обязательно поздравлю
— Где и при каких обстоятельствах узнали о чемпионстве «Зенита»?
— Я смотрел игры «Зенит» — «Ростов», а перед тем «Спартак» (Нальчик) — ЦСКА. Поэтому узнал обо всем оперативно. Современные технологии сейчас это позволяют, ведь у меня дома есть спутниковое телевидение.
— Как восприняли триумф «Зенита» в чемпионате России?
— С радостью, конечно.
— Бокал пива или чего-нибудь покрепче пригубили за победу?
— Нет. Матч закончился достаточно рано. Я сейчас нахожусь в отпуске, в Волгограде. Вокруг меня семья, дети, поэтому отпраздновать и отметить это событие не получилось.
— Поздравили кого-нибудь из работников клуба «Зенит»? Того же начальника команды Владислава Радимова, с которым вы могли пересекаться еще в 1992 году в «Смене-Сатурне»?
— Тоже пока не успел (разговор с Денисом Зубко проходил в понедельник. — «Спорт»). Все они наверняка были у кого-то в гостях, праздновали. Думаю, им звонила вся страна. Поэтому связаться было просто невозможно. Сейчас будет свободное время, и я обязательно это сделаю. Поздравлю, в частности, врача команды Михаила Гришина.
— Ну а что в целом думаете об успехе «Зенита»?
— Чемпионство говорит о том, что на данный момент «Зенит» — сильнейшая команда России. Та игра, которую подопечные Лучано Спаллетти показывают, является достойной, чемпионской. Особенно если рассматривать выступления в еврокубках. Так что «Зенит» по праву стал чемпионом.
— Чем команда Спаллетти сильнее команды Дика Адвоката?
— Обе были сильны. И там и там хватало сильных футболистов. Просто у этих тренеров разное видение игры. У Спаллетти были Игорь Денисов и Константин Зырянов. Взяли Сергея Семака, и он пришелся ко двору. Как и Александр Бухаров. Сравнивать команды, считаю, нельзя. Хотя в этом году «Зенит» показывал более симпатичный футбол. В прошлом сезоне игроки были словно запрограммированные. Сейчас же много импровизации, интересной мысли.
— Некоторые специалисты и болельщики считают, что задача на сезон выполнена не полностью. Ведь «Зенит» не смог пробиться в групповой турнир Лиги чемпионов, потерпел поражение от столичных «Спартака», ЦСКА — принципиальных соперников по чемпионату России.
— Невозможно на протяжении всего сезона обойтись без спадов, которые случаются у любой команды. Те же армейцы обыграли «Зенит», а затем сыграли вничью с нальчикским «Спартаком». Разочарование от непопадания в Лигу чемпионов, безусловно, есть, но чемпионство-2010 в какой-то мере сгладило это обстоятельство. Но «Зенит» продолжает борьбу в Лиге Европы и постарается ее выиграть.
— Ожидали ли вы, что Александр Кержаков после возвращения в «Зенит» выйдет на свой прежний уровень?
— Почему нет? Саша — отличный футболист. Петербург — его родной город. Того же самого можно было ожидать и от Владимира Быстрова. Несмотря на противостояние с болельщиками, он также доказал свою необходимость «Зениту». Это их команда и их город. Данное обстоятельство придало им дополнительных эмоций.
— Не изменился ли, на ваш взгляд, игровой стиль Кержакова? Некоторые считают, что он отошел от своего принципа «бил, бью и буду бить».
— Вполне возможно. Выступления за рубежом могли наложить свой отпечаток. Сейчас он играет не только на себя, но и на команду. Благодаря этому его игра стала более разнообразной. Если раньше можно было предположить, что из любой позиции он нанесет удар, то сейчас не знают, каких действий от него ожидать. То ли он пойдет в обыгрыш, то ли пробьет, то ли отдаст пас.
— Оправдала ли себя покупка Александра Бухарова?
— Да. Сейчас у «Зенита два разноплановых нападающих, и Спаллетти есть из кого выбирать. Бухаров не так много играл, в отличие от Кержакова, но после его выхода на поле командная игра не менялась. И те голы, которые он забил, «Зениту» тоже помогли.
— Нужен ли Бухарову партнер в нападении? Или он комфортнее себя чувствует, действуя на острие атаки в одиночку?
— Вполне возможно, что в следующем году Спаллетти будет играть с двумя форвардами — Кержаковым и Бухаровым. Но в любом случае все будет решать главный тренер в зависимости от того, какие исполнители будут у него в команде. Кто-то добавится еще, кто-то уйдет в зависимости от трансферной политики. Все станет ясно только в следующем сезоне. Мне трудно судить, ведь я не тренер.
— Есть ли у Спаллетти мотивация для продолжения работы в России? Ведь ходят слухи о его возвращении в Италию.
— Все будет зависеть от него: понравились ли ему наша страна, наш чемпионат и его уровень или нет. «Зенит» уже попал в групповой турнир Лиги чемпионов будущего года, продолжает борьбу в Лиге Европы. Поэтому всегда приятно работать в команде, которая участвует в таких турнирах. А заодно доказать, что он не зря работает в клубе.
Знал бы прикуп, жил бы в Сочи
— Теперь поговорим непосредственно о ваших делах. Как оцениваете сезон, проведенный в «Урале», для себя и для команды?
— Неудовлетворительно. Седьмое место — не тот результат, на который мы рассчитывали. Про свою игру вообще сложно говорить. Меня выбила из колеи травма. Повредил плечо, пришлось делать операцию. Не на то, что в итоге получилось, рассчитывал я в этом сезоне. Перед нашей командой была поставлена задача выхода в премьер-лигу, но в силу некоторых обстоятельств мы ее не решили.
— Насколько реально в ближайшем будущем возвращение премьер-лиги в Екатеринбург?
— Вполне реально. На следующий год будет стоять самая что ни на есть конкретная задача, связанная с выходом «Урала» в премьер-лигу.
— Не жалеете, что в свое время покинули «Зенит»? Все-таки спустя несколько лет волгоградский «Ротор», в который вы перешли, утратил статус лидера российского футбола.
— Что случилось, то случилось. Конечно, оглядываясь назад, сейчас уже понимаю, что, если бы я остался в «Зените», все могло сложиться иначе. На тот момент никто и предположить не мог, какая судьба ждет «Ротор» в дальнейшем. В 1990-е годы волгоградская команда была чуть ли не единственной, кто боролся с московским «Спартаком» за чемпионство. По своему уровню она была выше «Зенита». Есть такое выражение: «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи». Возможно, то мое решение принималось бы уже по-другому. Кстати, у меня была в свое время возможность вернуться из «Ротора» в «Зенит». Такое предложение было, но волгоградцы меня не отпустили. Если бы я встал тогда в позу, все могло произойти по-другому.
— А кто пытался вас вернуть в «Зенит»?
— Властимил Петржела. Слышал, что клуб предлагал неплохие деньги, но руководство «Ротора» меня не отпустило.
— А были ли у вас предложения от петербургского «Динамо», по итогам 2009 года вышедшего в первый дивизион?
— Перед началом сезона-2010 такие разговоры были, но они велись уже после того, как я получил приглашение из «Урала». На тот момент мною было принято решение продолжить карьеру в Екатеринбурге.
— Ваш уход в «Ротор» не был связан с конфликтом по окончании 1996 года, когда футболисты «Зенита», недовольные отставкой Павла Садырина, покинули Петербург и уехали вместе с ним в ЦСКА?
— Нет, из Волгограда у меня было конкретное предложение. Хотя я тоже был на стороне ребят, поддержавших Павла Федоровича. Меня приглашали несколько команд, но «Ротор» тогда оказался самым настойчивым. А так мог оказаться и в Москве, в том же с ЦСКА вместе с Садыриным. Однако ситуация в армейском клубе тогда была неопределенной (из-за отставки Александра Тарханова. — «Спорт»).
— После того как вы покинули «Зенит», спустя полтора года начались разговоры о скандальном характере матча петербуржцев со «Спартаком». В адрес голкипера Романа Березовского были выдвинуты обвинения в «сдаче» игры. Как вы тогда восприняли подобные суждения, находясь уже в «Роторе»? Все-таки в конце сезона-96 вы были еще футболистом «Зенита».
— Я не думаю, что тот матч носил такой характер. Мне даже сложно такое предположить. Если рассматривать те два мяча, которые Рома пропустил, то давайте тогда вспомним «золотой» матч на «Петровском» между «Спартаком» и «Аланией». Тогда голкипер владикавказцев Сергей Крамаренко также пропустил несложный мяч после удара Андрея Тихонова. Поэтому обвинять Березовского в нечестной игре я не могу. Футбол такая игра, вокруг которой всегда идут подобные разговоры. Но никаких доказательств на этот счет нет. Поэтому продолжать обсуждать эту тему не имеет смысла.
Поиграю, пока силы есть
— Связаны ли с футболом ваши дальнейшие планы по окончании карьеры?
— Пока еще хочу поиграть. Хотя мысли о завершении карьеры меня иногда посещают. Конечно, в дальнейшем хотелось бы остаться в футболе. Все-таки с этим видом спорта связана вся моя жизнь. Посмотрим, что будет дальше. Может, стану главным тренером или помощником. В любом случае нужно будет еще учиться. Ну а пока еще пару лет поиграю. Желание и силы для этого у меня есть. Все зависит от того, какие будут предложения.
— Наверное, главная ваша мечта, если говорить о продолжении карьеры в «Урале», — возвращение в премьер-лигу?
— Безусловно.