Завершившаяся победой над «Атлантом» в минувшую пятницу домашняя серия СКА грозила стать самой болезненной в сезоне. И дело не в командах, гостивших в Ледовом. Лидера чемпионата, в принципе, сложно по-игровому запугать. Дело в конкретных персоналиях. Но «Локомотив», имеющий в своем распоряжении одну из самых жестких в КХЛ пар обороны — Михаил Пашнин — Виталий Вишневский, выбившую на своем веку немало противоборствующих зубов, ударил иначе — увезя из Питера три очка.
Пахрудин Гимбатов из «Северстали» не отыскал в Ледовом Евгения Артюхина. А сам Артюхин, перешедший этим летом в «Атлант», пропускал встречу со своим бывшим клубом из-за дисквалификации. Впрочем, для старшего из братьев Гимбатовых приезд в Питер уже, как выяснилось, «историческое» событие. Воспитанник СКА, круживший по системе клуба пять сезонов, за основную команду отыграл лишь раз, впоследствии начав продолжительные скитания по Высшей лиге. И не обрати на него год назад внимание наставник «Северстали» Андрей Назаров, коего заинтересовал поиск доморощенного тафгая, неизвестно, в какую бы сторону понесло карьеру уроженца дагестанского Гоготля.
Мастер-классы Назарова
— Пахрудин, о тренере Назарове существует несколько мифов. Один из них — что боксерская подготовка — неотъемлемый атрибут тренировочного процесса.
— Неправда. Вообще такого не было.
— А как же спарринги на «предсезонке» «Северстали»: Гимбатов — Монс, Гимбатов — Стасенко?
— Нам сказали подраться, мы подрались.
— Бей своих, чтоб чужие боялись?..
— Это нормально, в принципе. У Андрея Викторовича североамериканская школа. Когда я только пришел в его команду — да, было непривычно. Не понимал, зачем нужно это делать. Потом переосмыслил ситуацию.
— И?..
— И, как ни крути, во время матча надо быть готовым и способным постоять за себя и за партнера. Назаров таким образом тренировал нас. Но это было лишь разовым занятием…
— …направленным скорее на воспитание характера?
— В том числе. Хотя, на мой взгляд, в каждой команде должен быть человек, способный при необходимости сбросить перчатки. Сам для себя я это только недавно принял.
— Когда в прошлом сезоне играли СКА и «Северсталь», перчатки неизменно сбрасывались нападающими Гимбатовым и Артюхиным. У них — говорили наблюдатели — свои счеты...
— Да какие счеты? Просто установка тренера. На сей раз, когда в ноябре приезжали в Питер, подобного требования не было, и я просто играл в хоккей.
— То есть к Алексею Семенову не подъезжали с вопросом: «Теперь ты здесь за старшего?»
— А зачем? Будь какая-то грубость с моей стороны или с его, тогда, может, и подрались бы. А так боксировать было совершенно ни в кассу. Матч проходил в равной борьбе. Шел, что называется, до гола. Хватать штрафные минуты в такой ситуации — себе дороже.
— Судя по собранной игре, которую «Северсталь» показала в Ледовом, принципиальность северо-западного дерби с годами не ослабевает…
— У нас не то что сверхособенный настрой был именно на Питер. Просто в турнирной таблице наша ситуация такова, что каждая игра и каждая победа на вес золота. Понятно, что СКА — сильная команда, лидер чемпионата. Но выходили на лед с боевым настроем, хотели увести из Ледового три очка. А если заранее думать, дескать, кто-то заведомо лучше тебя, а ты его заведомо слабее, ничего хорошего из этого не выйдет. А так — зрители не дадут соврать — играли на равных. И, к сожалению, одна досадная ошибка под занавес встречи не позволила поживиться очками.
Давайте потанцуем
— Но у вас-то точно настрой был сверхособенным. Петербург для Гимбатовых — город не чужой…
— Конечно, не чужой (смеется). Это мой родной город. На трибунах было много родных и близких мне людей: мама, дядя, друзья пришли… Тот матч против СКА был, кстати, первой моей официальной игрой в Ледовом. Потрясающие эмоции! Что интересно: никакого мандража перед выходом. Наоборот: только позитивные ощущения…
— …от которых в первом периоде мало что осталось. Вся мужская часть Ледового сморщилась, когда увидела, куда вам попала шайба после щелчка Андрея Кутейкина от синей линии. Некоторые почти молили: только б ни туда…
— К сожалению, именно туда… Ощущения, мягко говоря, неприятные. Вернее — очень-очень неприятные. Но все, что не убивает, делает нас сильнее (смеется). Доктор дал нашатыря. Говорит: «Держись!». Поначалу, правда, как-то не слишком помогало (смеется). Но в перерыве отдышался и продолжил игру. Так что все нормально.
— С Кутейкиным теперь за один стол сядете?
— (Смеется.) Андрей сразу подъехал, спросил: «Куда?» — «Туда, — отвечаю, — туда…»
— В КХЛ вы проводите второй сезон. А если задуматься, не возглавь год назад «Северсталь» Андрей Назаров, человек со своими особенностями построения команды, удалось бы вам, как думаете, так резко вырваться из цепкой трясины ВХЛ?..
— Вопрос почти риторический… Кто знает, как сложилось бы. Получилось как получилось. А так пришлось себя попробовать в новой роли. Получил новый опыт и в будущее гляжу с оптимизмом.
— Стереотип тафгая — это брутальный мэн, разговаривающий исключительно матом, от одного чиха которого окружающие ложатся. Откройте тайну: как происходит приглашение на «танец»?
— Зачастую спокойно. Но тут все индивидуально. Да и от ситуации зависит. Кто хорошо дерется, никогда не станет тебя оскорблять. Тот же Женя Артюхин или Джош Грэттон, Райтис Ивананс. Они никого не обзывают, просто выполняют свою работу. И приглашение на драку обычно заключено в одно слово: «Давай» — «Давай?» — «Давай!» Дальше либо человек скидывает перчатки, либо отказывается.