Ростовчане завершили сбор в Австрии, и главный тренер Олег Долматов предоставил игрокам трехдневный отпуск, который лидер команды Дмитрий Акимов предпочел провести в родном Петербурге. Дима посетил редакцию «Спорта» и ответил на вопросы журналистов и болельщиков. Судя по адресам авторов писем, у этого футболиста множество поклонников и в Питере, и в Ростове, и в Тюмени, и в Липецке, и в Новосибирске — словом, везде, где ему довелось выступать. Поэтому сначала мы предоставили право задавать вопросы читателям.
Болельщицкий раунд
— Дмитрий, наш читатель Игорь из Петербурга спрашивает: «Франческо Тотти одажды заявил, что никогда не пожмет руку датчанину Поульсену. Можете ли вы так сказать про кого-либо из своих коллег по профессии?»
— Нет. Я всегда пожимаю руку соперникам. У меня с большинством футболистов нормальные отношения. С кем-то они более теплые, с кем-то менее, но врагов среди игроков у меня нет, да и есть определенные этические правила, которые я чту.
— Сибиряк Владислав Лапин просит вас оценить шансы «Ростова» в нынешнем сезоне, а также ответить на вопрос: как вы относитесь к вашему бывшему клубу — «Сибири»?
— Многое будет зависеть от развития финансовой ситуации в клубе. Сейчас тяжело. Несложно заметить, что мы единственная команда премьер-лиги, не имеющая титульного спонсора. У нас футболки «чистые», без логотипа. Тяжело жить исключительно на средства, поступающие из городского бюджета. Громких приобретений ждать не приходится. Если ничего в этом плане не изменится, считаю, место в первой восьмерке можно будет считать успехом, и этот результат, по-моему, вполне реален. К «Сибири» же отношусь тепло, слежу за ней.
— В каком клубе мечтаете играть? — спрашивает читатель Владимир Бультинов.
— Серьезный вопрос. Мне нравится испанский футбол. Каждый, наверное, мечтал бы играть за топ-клуб. Но мне об этом сегодня задумываться вряд ли стоит.
— Питерский клуб болельщиков «Ростова» (есть и такой на невских берегах) просит вас рассказать самый смешной случай в вашей футбольной карьере.
— Смешных историй было немало. Самый смешной случай произошел в команде, за которую я когда-то играл. Наш крайний защитник, что называется, завелся и несколько раз высказал лайнсмену свое недовольство его трактовкой офсайда. Наконец и тот, не выдержав, лаконично ответил футболисту: «Иди в ж…!» Игрок опешил (рефери обычно такого себе не позволяют) и от неожиданности побежал к главному арбитру жаловаться: «Товарищ судья, меня боковой послал…» Реакция была мгновенной. Голос арбитра звучал по-военному четко: «Никуда не ходить. Оставаться в поле!»
— Еще вопрос от того же клуба болельщиков. Есть ли у вас кумир среди футболистов?
— Полагаю, мой ответ удивит читателей. Кумир, может, и громко сказано, но мне очень нравился Крис Уоддл. Восхищало то, что играл он, практически не допуская брака. Очень и очень нравился Зинедин Зидан. Нам часто говорят: «Надо побороться, пободаться…» А Зидан играл! Показывал спектакль, зрелище.
— Вопрос от ваших тюменских поклонников: есть ли у вас мечта, непосредственно связанная с футболом?
— Есть. Сыграть за сборную России. Многим покажется, что это у меня шапкозакидательское настроение. Его нет. Просто считаю нужным ставить перед собой высокие цели и стремиться их достичь.
— Дима, болельщики из Новосибирска очень эмоционально спрашивают, реально ли вернуть вас в «Сибирь» и во сколько это их клубу обойдется? Уж извините, но таков вопрос.
— Деньги тут ни при чем. Просто, переходя из одного клуба в другой, футболист непременно должен расти. Переходя из «Сибири» в «Ростов», я, кстати, потерял в заработке. Но таковы были мои амбиции: хотел играть в премьер-лиге.
— Болельщик «Зенита» Александр Ковтун убежден, что последние два года вы в плане результативности выглядите предпочтительнее нападающих питерской команды. Вот он и удивляется: почему вы до сих пор не пополнили ее ряды?
— Тут, наверное, много причин. Значит, главному тренеру не нужен.
Сразу понял все
— Когда-то вы оказались не нужны главному тренеру «Зенита» Властимилу Петржеле (в тот момент). Он укреплял команду своими соотечественниками. Кто-то считал и считает, что чешский специалист руководствовался высокими мотивами и искренне верил, что Лукаш Гартиг станет заметной фигурой (не только внешне) российской премьер-лиги, кому-то мерещились иные мотивы. Вам не показалось, что Петржела избавился от вас, чтобы освободить место для Лукаша? Ведь тогда у «Зенита» не было такого бюджета, как сегодня.
— Я просто уверен в этом! И тогда так думал, и теперь. Ведь как дело было? Я провел сбор с Петржелой, сыграл два контрольных матча, в каждом забил по мячу, после чего приехал в Санкт-Петербург и заключил с клубом новый контракт. Уже, что называется, «взрослый», полноценный, финансово весьма привлекательный. Это был контракт игрока основного состава! Не допускаю и мысли, что это было сделано не по инициативе главного тренера. На следующем сборе к команде присоединился Лукаш. На поле меня больше не выпускали, я сыграл пять минут, выйдя на замену, получив задание выполнять функции крайнего полузащитника. И сразу понял все про свои перспективы, а глядя на действия Гартига, понял, что два-три гола за сезон в России — максимум его возможностей, предел.
Своим агентом очень доволен
— Дима, у меня сложилось впечатление, что в начале сезона у вас возник какой-то конфликт с Олегом Васильевичем Долматовым и поэтому вы не попадали в стартовый состав. Что произошло?
— Никакого конфликта между мной и главным тренером не было и нет. А ситуацию ту мне комментировать не хотелось бы, скажу лишь, что с футболом она напрямую не связана, вопрос лежит все в той же финансовой плоскости и пока не решен окончательно.
— Тогда неизбежно всплывает модная ныне тема. Дима, кто ваш агент?
— Олег Еремин — кстати, бывший игрок «Зенита».
— В силу некоторых причин этого агента не очень жалует «Зенит» с давних времен. Вы же, напротив, никогда не скрывали своих симпатий к воспитавшему вас родному клубу, родному городу, как не скрываете и желания выступать за питерскую команду. Не смею давать вам советов, но, может, стоит пойти по дорожке вашего друга Андрея Аршавина, сменившего недавно агента?
— Думаю, если тренеру (Адвокату или любому другому) приглянется футболист Акимов, то фамилия моего агента не будет играть особой роли. Я же Олегом очень и очень доволен. Он помогает мне во всем, даже в быту. Опекает меня, а при необходимости и моих близких. Я могу его попросить встретить в аэропорту ребенка и моих родителей, он никогда не отказывает. Таких примеров много. Я, повторю, доволен Олегом и благодарен ему.
И тут позвонил Федотов
— Есть ли матч, который вы считаете лучшим в своей карьере?
— Карьера не окончена, до этого, надеюсь, далеко (улыбается), так что и лучшие матчи, у меня, хочется верить, впереди. А пока — недавняя игра с «Рубином». Два гола в ворота чемпиона России на их поле, не скрою, приятно вспомнить.
— А незабитый пенальти в ворота чемпиона России приятно забыть? Это не вопрос, Дима, это своеобразная форма поздравления с действительно великолепной игрой против казанцев. А вопрос от читателя: любите ли вы смотреть в свободное время футбол по телевизору?
— Конечно! Смотрю все игры «Зенита». Стараюсь не пропускать еврокубковых баталий. Да просто смотрю футбол при первой возможности.
— Дима, когда в 2007-м вы забили за сезон 34 гола в составе «Сибири» в первом дивизионе, у вас были сомнения в том, что вскоре окажетесь в элитной лиге? Бомбардиры всегда на виду, в цене, а 34 мяча — показатель очень и очень редкий, что называется, внушает.
— У меня на тот момент как раз истекал контракт с «Сибирью». Разговоров и слухов тогда было множество. Но и не только слухов. Был у меня тогда контакт с «Зенитом». Увы, не срослось, причем не по футбольным причинам. Сказать, что тогда на меня был ажиотажный спрос, тоже было бы явным преувеличением. «Сибирь» тогда не отпустила меня в «Москву», это был наиболее реальный вариант, но клубы не смогли договориться. Позвонил мне тогда Владимир Григорьевич Федотов (для футболиста главное и самое важное, когда заинтересованность в его услугах высказывает тренер или спортивный директор с большим тренерским опытом) и говорит: «Дима, я давно за тобой слежу, еще в «Спартак» хотел тебя пригласить, да не успел, давай в «Москву». Я чуть на стуле не подпрыгнул, жутко хотел спросить: «А что ж не успели, не позвали, я б из Сибири пешком пришел, как Ломоносов!» (Смеется.)
— Подождите, Дима, вы, коренной питерец, мечтали играть за «Спартак»?
— Я мечтал сменить первый дивизион на российский топ-клуб, к тому же регулярно выступающий в еврокубках, и попытаться проявить себя в полной мере. Сейчас немного жалею, что не настоял тогда на своем, согласился остаться в «Сибири». Но тогда твердо верил, что эта команда выйдет в премьер-лигу. Но потом пришел Сергей Оборин и лишил прекрасный город этой возможности.
Стиль Давыдова
— Вам довелось в разных городах поработать с петербургскими тренерами. Помогло? Вообще, трудно в совсем юные годы покидать отчий дом?
— Трудно. И многих это сломало. Парень привык жить с родителями, какой-то обустроенный очаг, привычный жизненный ритм, все это в миг рушится — непростая ситуация. Я в Минске поначалу жил на базе, отказываясь от квартиры, и, считаю, правильно сделал, ничто не отвлекало, а условия были достаточно комфортные. О питерских тренерах, с которыми довелось поработать, могу сказать только теплые слова и выразить им свою признательность. Николай Васильевич Воробьев (главный тренер «Тюмени» в 2002-м. — «Спорт») — специалист высокого уровня. Анатолий Викторович Давыдов (главный тренер липецкого «Металлурга» в 2003-м. — «Спорт») — и тренер прекрасный, и яркая личность. Красиво, стильно одевается всегда, интеллигентно держится, вежливо и корректно общается с ребятами, образованный, эрудированный человек. Там, где он поработал, после него остается шлейф интеллигентности, питерский дух.
— Вы поддерживаете с ними отношения?
— У Давыдова даже в гостях бывал. Был у него на даче с женой и ребенком. Он звонит, поздравляет с успехами. Анатолий Викторович связался со мной после игры с «Рубином» из аэропорта Нальчика, сказал, что только что видел мои голы, сердечно поздравил, похвалил. С Николаем Васильевичем Воробьевым пересеклись в Ростове, когда мы обыграли «Зенит» (улыбается).
— С чем вы его и поздравили...
— Я подошел к нему и сказал, что понимаю его состояние, но за меня-то он может порадоваться? Он рассмеялся и пожал руку.
— Дима, вы хотели бы завершить карьеру в более амбициозном клубе, чем «Ростов»?
— Я вообще амбициозный человек. Не хочу загадывать, но думаю, что желание играть в элитном клубе должно присутствовать у любого футболиста.
Аршавин не изменился
— Для вас не стал неожиданностью взлет Андрея Аршавина в «Арсенале»?
— Нет, конечно. Мы играли вместе с раннего детства. Его футбольный талант, лидерские задатки — все это тогда уже бросалось в глаза. А Юрий Андреевич Морозов поспособствовал его возмужанию, характер у Андрея непростой.
— Был заносчив?
— Нет, заносчив он никогда не был. Он стал играть в более мужской футбол, и в этом помог Морозов.
— Сейчас вы ним общаетесь, как и прежде?
— Да. Никаких проблем не возникало и не возникает. Андрей — умный и деликатный человек.
— С кем-то еще из бывших партнеров по «Зениту» общаетесь?
— Перезваниваемся с Вовой Быстровым.
— Дима, личный вопрос напоследок. Перед началом нынешнего сезона я заключил с одним своим коллегой пари. Ставку называть не буду, но суть спора в том, что вы в этом году забьете минимум 10 мячей в премьер-лиге. Не подведете?
— Я поставил перед собой именно такую задачу, причем как задачу-минимум. Так что, надеюсь, вам не придется раскошеливаться (смеется).