Олимпийский чемпион Турина в составе «Тре Крунур» Даниэль Альфредссон выступает за «Оттаву» уже двенадцатый сезон. Вместе с командой он прошел путь от записного аутсайдера лиги до фаворита Кубка Стэнли. В прошлом сезоне Альфи, как прозвали его в НХЛ, остановился всего в шаге от заветного трофея. Но в этом году, считает Альфредссон, Кубок от него не уйдет.
— Даниэль, вы никогда не меняли команду в НХЛ. Ждали шанса побороться за Кубок Стэнли именно с «Оттавой»?
— Можно и так сказать. Я уже достаточно повидал в хоккее: например, кое-кто из неплохих игроков переходил из клуба в клуб специально под Кубок Стэнли, но оставался ни с чем. Так что каждый сам выбирает свой путь. Видите, я же дождался того дня, когда нас считают фаворитами лиги. А сменил бы команду — и никому не известно, чем бы все закончилось.
— И у вас никогда не было соблазна сменить обстановку?
— Соблазны я с детства привык гнать от себя подальше. Сколько себя помню, всегда хотел стать хоккеистом. И у меня далеко не все гладко получалось: чтобы мечта сбылась, пришлось пролить не один литр пота и даже немного крови — в спорте без этого никуда, а в хоккее особенно. Да и жаловаться в «Оттаве» не на что: ко мне всегда замечательно относились и болельщики, и руководство команды, и партнеры.
— Но вы и в Швеции играли только за один клуб…
— Это-то как раз вполне естественно! В НХЛ переходы — неотъемлемая часть процесса. Таковы правила игры: все делается ради развлечения зрителей и в конечном счете для успеха проекта. А в Европе трансферы не являются чем-то непреложным. Я, например, очень благодарен своей первой команде: если бы в свое время во «Фрелунде» мне не дали шанса, мог бы вообще завязать с хоккеем — в молодости меня далеко не все считали перспективным. Я даже загадал, что если не заиграю во «Фрелунде» именно в тот год, буду искать себе другое занятие. Но у меня все получилось, и не в последнюю очередь благодаря клубному руководству и тренерам. Так что во время локаута я сразу сказал: «Кто куда, а я, пока есть возможность, помогу своей команде».
— А могли бы, например, оказаться в России…
— Не думаю. Я придерживаюсь того мнения, что во время локаута европейцы должны выступать только в своих странах. Иначе они лишают возможности зарабатывать местных игроков, и борьба за свои права в НХЛ превращается в ущемление прав своих же товарищей в других лигах.
— То есть у вас такая альтернатива — НХЛ или Швеция, а больше никуда?
— Почему же… Теперь, правда, об этом уже поздно говорить — пока нужен «Оттаве», буду оставаться там. А дальше — посмотрим. Но в первую очередь хочу еще хоть раз выйти на лед в Гетеборге, в форме «Фрелунды».
— Но сначала Кубок Стэнли, не так ли?
— Вы правы. В прошлом году мы отдали финал совершенно непостижимым образом. Возможно, мы просто перегорели. На протяжении плей-офф только и разговоров было, что о финале «Баффало» — «Детройт». Но первых выбили из розыгрыша мы, а вторых калифорнийцы. Может быть, нам показалось, что самое трудное позади, и мы не настроились должным образом. В общем, опыта не хватило. Зато теперь недостатка в этом компоненте не будет, вот только до финала Кубка Стэнли надо еще добраться.
— А если не получится, будете думать о завершении карьеры?
— Нет, я эти события не увязываю. Тем не менее мне скоро будет 35 лет — возраст вполне почтенный по меркам хоккея. Так что я землю зубами готов грызть (эти слова Даниэль говорит по-русски. — «Спорт»), чтобы вновь сыграть в финале.
— Вы знаете русский?
— Нет, но кое-каким выражениям научился от Яшина. Ругаться не буду, но поговорки могу припомнить (это мое хобби — собирать пословицы на разных языках).
— Пригодились хоть раз ваши знания?
— Когда Волченков только появился в основной команде, я его встретил фразой на русском: «И в тюрьме люди живут». Он выглядел удивленным, хоть с произношением у меня и беда. Уйду на покой — займусь изучением русского. Помню, Яшин прочитал мне стихи (по-моему, это был Есенин) и их английский перевод, тоже стихотворный. Так по-русски слова звучали куда более красиво.
— Знаете, что Яшин вернулся играть в Россию?
— Слышал, что «Айлендерс» выкупили его контракт. Глупость, по-моему. Надо было просто подождать, пока он наберет форму и окончательно оправится от травм. Все помнят, как он играл в «Оттаве».
— Почему же его не пригласил какой-нибудь другой клуб? Та же «Оттава»?
— Не мне судить, у менеджеров свои соображения. Алексу подпортил имидж пропуск целого сезона из-за контрактной войны с клубом. Хотя поклонников у него до сих пор среди наших болельщиков хоть отбавляй. На трибунах полно людей в свитерах с фамилией Яшин.
— А стоит ли вообще делать из НХЛ культ?
— Это сильнейшая лига в мире, и все хотят попробовать там свои силы. Но я слышал, что и в России клубы набирают обороты. Потянули же у вас зарплату Яшина! А во время локаута многие европейцы и даже американцы убедились, что в России вполне комфортно не только играть в хоккей, но и жить. Так что я не удивлюсь, если скоро ваши скауты начнут драфтовать молодых талантливых парней по всему миру для русских клубов.
Швеция