Фото: РИА Новости
Отель «Калиста» в Белеке — один из рекордсменов по числу принимаемых сейчас команд. Рядом с россиянами — «Крыльями Советов» и «Кубанью» — квартируют украинцы, румыны, венгры, белорусы, австрийцы... Коллективный просмотр футбола здесь дело обычное. В разных уголках баров на территории — матчи, матчи, матчи. Лидер по просмотрам — Кубок Африки, конкуренцию ему по количеству зрителей составляло разве что «Эль Класико».
— Всегда интереснее смотреть игры в компании людей, которые «в теме», — начинает наше интервью конголезский новичок самарцев Чибамба. — Так как собраны мы под одной крышей, то даже выходить никуда ради дружеской компании и обмена мнениями не приходится.
— Получается, что рядом коллеги, болеющие за разные команды?
— Да, почти всегда это так. У каждого из африканских игроков, которые сейчас живут в нашем отеле, есть друзья, выступающие в Кубке. Лично я болею за троих своих, защищающих цвета команды Кабо-Верде. Фабио, Нандо, Зе Луиш, Варела, конечно, заметные фигуры в клубах, но, согласитесь, никто не ожидал от маленькой по футбольным меркам национальной команды такой прыти. Она впервые участвует в этом турнире, и уже то, что Кабо-Верде удалось выйти в плей-офф, показывает, насколько футбол непредсказуем. Уверен, скажи я до начала турнира, что им удастся сыграть в четвертьфинале, — никто бы мне не поверил. Но видел настрой ребят, поэтому надеюсь, что они пройдут Гану и станут настоящей сенсацией Кубка Африки.
— Что еще из сенсаций отметили бы?
— Не сказал бы, что это сенсация, потому что происходит второй раз, но очень привлекает внимание то, что не прошел квалификацию Камерун. И не пустила их как раз Кабо-Верде. Казалось бы — такое имя у команды, давние традиции, игроки уровня Это’О и Сонга. Они были в корзине с коэффициентом девять, и изначально говорилось, что именно камерунцы, ангольцы, ганцы и южноафриканцы могут стать фаворитами. Но результат двух матчей перевернул все. И я бы не сказал, что это плохо. Даже наоборот, чем больше будет таких ярких сюрпризов в турнире, тем выше зрительский интерес и тем выше спрос со стороны клубов из Европы на игроков, которые в Кубке Африки выступают.
— То, что за турниром следят тысячи глаз селекционеров и агентов, действительно так подстегивает игроков?
— Футболист футболисту рознь. Если для игроков уровня Самюэля Это’О, Яя Туре или Утака уже все в жизни достигнуто и надо лишь искать дополнительную мотивацию, то талантливые футболисты с большими перспективами на самом деле могут получить солидное приглашение, хорошо проявив себя на Кубке Африки. Это одна из сторон, но главное для всех, конечно, победа национальных команд своих стран. Престиж.
— Если не секрет, почему футболисты из Африки с такой охотой едут в Россию, и не только в топ-клубы? Проблема расизма на трибунах в нашей стране и холод — факты известные.
— Тут опять же разная мотивация у приезжающих. Если для ребят, выступающих за скромные клубы Западной или Восточной Европы, попасть в российскую лигу — повышение в классе, открывающее перспективы (здесь вы все-таки более на виду, чем в чемпионате Польши или Финляндии, к примеру), то для звезд с именем это в первую очередь вопрос финансовый. В российской лиге платят за имя больше чем где бы то ни было, как я думаю. Но это заслуженные деньги. Такие примеры иногда не меньший стимул для молодых игроков, чем хорошая игра за престижные клубы в больших турнирах. Это нормально — каждый выбирает себе идеалы по вкусу.
Белек