(Фото: ФК «Зенит»)
На флажке трансферного окна воспитанник Академии ФК «Зенит» отправился из «молодежки» сине-бело-голубых в аренду в «Енисей», где с ходу завоевал место в составе и продолжил забивать на новом для себя уровне. В интервью «Спорту День за Днем» двадцатилетний форвард подробно рассказал о питерском этапе карьеры и раскрыл все нюансы своего переезда в Красноярск.
Четвертый город страны
— Нынешнее турнирное положение позволяет «Енисею» претендовать на стыковые матчи?
— Не хотелось бы об этом говорить сейчас. А то стоило нам начать говорить о месте в первой четверке, сразу проиграли (смеется). Смотрю в будущее с оптимизмом и верю, что мы будем выходить на каждый матч с одной мыслью — набирать три очка. Видно, что мы идем правильным путем. Нужно продолжать работать и не отвлекаться на грезы.
— В чем главная сила «Енисея»? В команде ведь по большому счету нет звезд…
— Наша сила в хорошо поставленной командной игре. И это, конечно, заслуга тренерского штаба. Все, что наигрываем в тренировочном процессе, стараемся демонстрировать на поле. А по поводу звезд не соглашусь. Тот же Александр Харитонов лет десять провел в премьер-лиге. И я не об одном игроке говорю. Ставка делается на командное взаимодействие, за счет которого мы и добиваемся результата.
— Как вам удалось так быстро влиться в команду и закрепиться в составе?
— Прежде всего хочу сказать об уровне команды. Я понимал, что еду в ФНЛ, но в «Енисее» сейчас достаточно сильная команда. И очень хороший, сплоченный коллектив. Свою роль сыграло и то, что сейчас в команде много питерских ребят, с которыми я был знаком (Дмитрий Телегин, Виталий Галыш, Сергей Цыганов. — «Спорт День за Днем»). Чувствуется поддержка. Благодаря этому легко влился в коллектив. А когда тренируешься в хорошей атмосфере, легче себя проявить. В общем, в «Енисее» мне все нравится.
— Какие первые ощущения от Красноярска?
— Если честно, думал так: поеду куда поеду. Главное — играть. А на деле получилось, что приехал в довольно большой и современный город, с хорошей инфраструктурой — как футбольной, так и бытовой. Много новостроек, красивая природа — думаю, после Питера и Москвы это третий-четвертый город страны.
— В Красноярске живете один?
— Большую часть времени жил один, но сейчас приехала девушка на три недели. Она у меня в этом году заканчивает вуз, поэтому, к сожалению, насовсем приехать не может.
«Зенит» поставил условие
— Уровень ФНЛ превзошел ваши ожидания?
— Действительно, уровень этого турнира значительно выше, чем кажется. Все соперники примерно равны, играют в силовой, жесткий футбол. Крупных счетов практически нет — везде упорная борьба до последних минут. Конечно, в этом плане с молодежным первенством ФНЛ не сравнить. И уровень второго дивизиона ощутимо ниже, я ведь играл за «Зенит»-2.
— «Енисей» — самый серьезный клуб из тех, в которых вы могли оказаться летом?
— Не думаю, что правильно будет сравнивать клубы, в которых я мог оказаться. Другие варианты были, но обсуждать это мне не хотелось бы.
— Питерское «Динамо» интерес проявляло?
— Да, какие-то разговоры велись, но скажу честно: бело-голубых в качестве варианта не рассматривал.
— Почему?
— Я видел много матчей «Динамо» в прошлом сезоне и прекрасно понимал, что это за команда. Никого не хочу обидеть, но объективно это одна из слабейших команд ФНЛ. Да, «Енисей» проиграл «Динамо» (0:1 30 сентября в Санкт-Петербурге. — «Спорт День за Днем»), но это стечение обстоятельств, недонастрой с нашей стороны. В такой команде молодому игроку нереально тяжело проявить себя.
— Как вообще возник вариант с «Енисеем»?
— Позвонил агент (Андрей Талаев. — «Спорт День за Днем»), сказал, что есть вариант уехать в Красноярск. Был конец трансферного окна, 29 августа, кажется. Сначала «Зенит» выступил против того, чтобы отпустить меня. Но после длительного общения удалось договориться.
— Получается, сложности с «Зенитом» были?
— В течение лета меня не отпустили в два или три клуба. Были определенные нюансы, которые афишировать не буду. Я с пониманием отнесся к тогдашней позиции клуба, который дал понять, что отпускать меня не хочет. Но 29 августа я уже пошел к Хенку (директор академии «Зенита» Хенк ван Стее. — «Спорт День за Днем»), потом общался с генеральным директором Максимом Митрофановым. Просил, чтобы отпустили. Хотелось бы поблагодарить Максима Львовича за то, что пошел навстречу и дал добро на переход.
— Почему продлили контракт с «Зенитом», а потом ушли в аренду?
— Это было условие клуба, потому что у меня оставался год контракта и по окончании аренды я мог уходить свободным агентом. «Зенит», естественно, не хотел этого.
«Зенит»-2? Выход в ФНЛ и борьба в нижней части таблицы
— В «Зените» вас регулярно привлекали к тренировкам с основным составом. Не закрадывалось мысли, что, если бы не ушли, дебютировали бы, как Рамиль Шейдаев?
— Я начал тренироваться с главной командой незадолго до ухода Спаллетти. Когда Виллаш-Боаш пришел в первый раз на игру «молодежки», сразу пригласил группу ребят, меня в том числе. А что касается дебюта, то, конечно, были мысли. Так и было бы, если бы не ушел. Но сразу скажу, что не жалею.
— Можно ли сказать, что именно Шейдаеву вы и проиграли конкуренцию в «Зените»-2?
— Нет, дело совсем не в конкуренции (смеется).
— Почему тогда играли за «молодежку»?
— Возникло некоторое недопонимание с тренерским штабом «Зенита»-2. Поэтому решили, что играть я буду за молодежный состав. Не вижу в этом ничего ужасного.
— Было ощущение, что в «Зените» у вас в последнее время простой?
— Твердо решил для себя, что нужно уходить для получения практики. Пришел к выводу, что в молодежном первенстве мне уже сложно прогрессировать. Во взрослом футболе конкуренция значительно выше.
— Вы уже успели поработать с Давыдовым, Радимовым, Черышевым, Селенковым, тренировались под руководством Спаллетти и Виллаш-Боаша. Кто оказал большее влияние на вас?
— Во-первых, конечно, Анатолий Викторович Давыдов. Мне было шестнадцать лет, когда я дебютировал за «молодежку», еще в 2010 году. Конечно, он очень сильно повлиял на мое развитие, выработал психологию бойца, научил правильно реагировать на многие моменты. Хотелось бы отметить также Дмитрия Черышева. Как известный в прошлом нападающий он дал много полезных советов. Я смотрел видео с его игрой. Дмитрий Николаевич, как никто другой, понимал, как тяжело играть в атаке. Он помог мне в сложной ситуации, верил, давал играть… На самом деле каждого тренера есть за что поблагодарить.
— «Зенит» сейчас занимает девятое место в первенстве молодежных составов. Объективный результат?
— Это очень сложный вопрос. Считаю, что эта команда может занимать места на порядок выше. Хотите верьте, хотите нет, не понимаю, почему команда не может найти себя.
— Причем уже под руководством второго подряд тренера…
— Я не знаю (вздыхает). Не очень хочется это обсуждать. Для меня самого выступления «молодежки» — загадка.
— «Зенит»-2 в нынешнем составе мог бы успешно выступать в ФНЛ?
— Думаю, вряд ли. Конечно, гадать всегда тяжело, но в верхней части таблицы «Зенит»-2 с нынешним составом вряд ли оказался бы. В ФНЛ каждая игра очень тяжелая, проходных матчей нет. В таких встречах очень важную роль играют именно опытные футболисты, которых в «Зените»-2 всего двое: Лобов и Зырянов. Этого, как мне кажется, маловато. Думаю, им вполне по силам выйти в ФНЛ. И я буду только рад за ребят, за Владислава Николаевича и Анвера Абдулхаковича (тренеры «Зенита»-2 Владислав Радимов и Анвер Конеев. — «Спорт День за Днем»). Но дальше будет борьба в нижней части таблицы.
Офигевшей молодежи нет
— Во второй лиге проходные матчи есть?
— Ну вы же сами видите, с какими счетами «Зенит»-2 выигрывает у некоторых команд! Есть и те, кто бьется, играет в футбол. Но это у нас в «Зените»-2 собраны очень квалифицированные ребята, те же Леша Евсеев, Дима Богаев, Рамиль Шейдаев. А в большинстве своем во второй лиге играют ради удовольствия, для себя.
— Почему питерские воспитанники регулярно «выстреливают», но за другие клубы?
— У «Зенита» большие финансовые возможности и самые высокие задачи. Поэтому для него важен результат здесь и сейчас. В этой ситуации нет времени ждать, пока молодой футболист дорастет до нужного уровня, ему проще это сделать в других командах, чем бороться за место в составе с игроками национальных сборных. Абсолютно логично, что в таких условиях и самому «Зениту» проще приобрести уже готового игрока. А воспитанники играют за другие клубы, растут, развиваются.
— Можно ли сказать, что в «Зените» созданы тепличные условия для молодых игроков и во многом из-за этого они не прогрессируют?
— Однозначно нет. И зарплаты не такие заоблачные, и отношение сдержанное. Никакой офигевшей молодежи в «Зените» нет. Да, хорошие условия: и в плане финансов, и в плане тренировочного процесса. Но точно ничего лишнего. Просто политика главной команды заключается в работе с готовыми игроками.
— Какие впечатления от работы с «основой» при Андре Виллаш-Боаше?
— Положительные. Даже добавить нечего. Хороший тренерский штаб, приятный коллектив. У Виллаш-Боаша очень интенсивные тренировки, много подсказок. Нет разделения на «основу» и резерв.
— Значит, никаких отголосков конфликта в раздевалке не витало?
— Нет. Все было хорошо.
— Против кого из защитников «Зенита» тяжелее всего играть?
— Я очень мало тренировался с Гараем, но даже по тому, что я видел, понятно: он очень высококлассный исполнитель. Аргентинец — действительно игрок мирового уровня.
— Из игроков «основы» регулярно связь с кем-то поддерживаете?
— Если увижу, допустим, Олега Шатова, очень приятно пообщаемся. Но такого, чтобы с кем-то созваниваться, общаться регулярно, нет. Только с молодыми ребятами общаемся в таком режиме (смеется).
— Нынешний сезон — пока самый удачный в вашей карьере?
— Не задумывался на эту тему. Но, наверное, да. Я сделал шаг вперед, и сейчас очень важно продолжать показывать свой максимум, не снижать планку.
— Какие планы на будущее, когда закончится аренда?
— У меня действующий контракт с «Зенитом». Поэтому, скорее всего, сначала буду пробовать закрепиться в Питере. Понимаю, насколько это сложно, но родной клуб — мой приоритет. А так, конечно, было бы здорово оказаться в премьер-лиге. Но для этого необходимо много работать и продолжать прогрессировать. А остальное приложится.
Спортивная династия
— Ваши бывшие одноклубники Евсеев, Бабурин, Зуев и Ребенко стали мужьями этим летом. Вы со своей девушкой о свадьбе не задумывались?
— Нет, абсолютно нет (смеется). Даже если ты встречаешься, допустим, три года, все равно рано. Можно еще потерпеть, в голове многое еще поменяется.
— А что это вообще за бум среди молодых?
— Ой, не знаю, что им в голову ударило (смеется). В принципе, и Евсеев, и Зуев давно встречались со своими женами.
— Они не сговаривались?
— Не знаю (смеется). Думаю, нет.
— Чем занимается Евгений Марков в свободное от футбола время?
— В Красноярске ходим с одноклубниками в кино. Сейчас девушка приехала, с ней хожу (смеется). Регулярно посещаю тренажерный зал, пару раз ездил в бассейн — очень люблю плавать. А в принципе, свободного времени не так много. У нас тренерский штаб очень любит теоретические занятия, поэтому обычно в среднем проводим на базе около шести часов: тренировка, питание, перебежки всякие и теория. Приходишь домой — падаешь.
— А учитесь где?
— В Университете имени Лесгафта. Учусь на тренера. Последний курс, пишу диплом.
— В будущем рассчитываете стать тренером?
— Пока рано об этом думать. Просто вуз спортивный, а родители у меня баскетболисты, тоже заканчивали Лесгафта. У нас, можно сказать, династия.
— О чем глобально мечтает Марков-футболист и Марков — обычный человек?
— Марков-футболист мечтает вернуться в «Зенит», сыграть на новом стадионе, забивать в каждом матче и быть любимцем болельщиков (смеется). А Марков-человек… (Задумывается) Наверное, Маркова-человека просто нет без футбола.
— Много читаете?
— Думаю, да. Из последнего — Ремарк, «Три товарища». Задумался и понял, что давненько как раз ничего не читал (смеется).
Личное дело
Евгений Марков
Родился 7 июля 1994 года в Петербурге
Воспитанник Академии ФК «Зенит»
Амплуа — нападающий
Рост — 187 см; вес — 78 кг
Выступал за «Зенит»-2, «Зенит»-м и юношескую сборную России (U-17)
Статистика в первенстве ФНЛ — 2013/14:
Матчи — 10
Минуты на поле — 650
Голы — 3
Голевые передачи — 0
Желтые карточки — 1
Красные карточки — 0