Экзотику в виде флажка Бразилии или Ливана напротив фамилии игрока за океаном любят. Есть в НХЛ выходцы с Гаити, как Жорж Ларак, или из Никарагуа, как Билл Герин. Только они уже давно стали канадцами и американцами, отказавшись от первой родины. А ту же Словению, которую представляет Анце Копитар, большинство тренеров и генеральных менеджеров и на карте-то не отыщут. Немногим лучше представляют себе американцы и где находится Австрия. А между тем Томаш Ванек вполне достойно не первый год представляет эту страну. Несомненный лидер «Баффало», один из лучших снайперов лиги. Успел даже некоторое время побыть самым высокооплачиваемым игроком НХЛ — когда «Сейбрз» в прошлом году повторили 50-миллионное предложение «Эдмонтона».
— Вы очень давно в Америке. Не утратили связи с родиной?
— Конечно, я австриец, хоть и очень давно живу в США. Привык, мне нравится эта страна. Но домой я всегда возвращаюсь с огромным удовольствием.
— Вы уехали в Штаты в 14 лет, тяжело было адаптироваться на новом месте?
— Легко в этой жизни только плыть по течению. Но тогда ни за что не добраться до цели, а я всегда мечтал об НХЛ. Так что пришлось преодолевать трудности.
— Австрия для НХЛ все же экзотика. К вам не проявляли в связи с этим повышенного интереса?
— Поначалу любопытствовали. Даже сложилось типовое начало разговора: «У тебя немецкий акцент. Ты что, немец?». — «Нет, я австриец». Дальше могли либо спросить «где это», либо «какая разница». Хорошо еще, когда под рукой оказывался атлас, можно было, не вдаваясь в объяснения, просто показать. А иногда мне даже не верили — говорили, что нет никакой Австрии, мол я сам придумал страну.
— И каково быть единственным австрийцем в НХЛ? Гордитесь?
— А я не единственный — есть еще Томас Пок в «Айлендерс» и Андреас Нодль в «Финиксе».
— «Баффало» пока не попадает в плей-офф, а на носу чемпионат мира. Вы планируете принять в нем участие?
— Пока не потеряны шансы на попадание в Кубок Стэнли, о сборной я стараюсь даже не задумываться. Отрыв вовсе не безнадежен. А повторяться про то, что мы настроены на борьбу до последнего, не буду.
— А в принципе, не хотите ощутить атмосферу чемпионата мира в элитной группе?
— Естественно. Мы, к сожалению, не так сильны, чтобы гарантированно сохранять место в группе сильнейших. А поиграть на высшем международном уровне хочется, так что я воспользуюсь первым же шансом. Но еще больше хочется выступить на Олимпиаде. К сожалению, пока не судьба.
— А на что австрийцы могут рассчитывать на чемпионате мира?
— В десятку попадем — будет просто отлично. А если не вдаваться в прогнозы, то надо постараться сыграть получше с сильными соперниками и обыграть тех, кто не относится к числу лидеров.
Нью-Йорк