Помните анекдот: «У меня две новости, одна хорошая, другая плохая, с какой начинать?» Так вот. Уже ночью, когда «Зенит» и «Спартак» отыграли, мне позвонили один за другим два приятеля. Лишенные по объективным причинам возможности смотреть матчи. Я им ответил как раз словами из того анекдота. Вопреки фольклорному развитию событий оба захотели сначала узнать хорошую новость. Первый так даже и воскликнул: «Ага, значит, хорошая новость все-таки есть?! Давай ее скорее!» Хорошая новость — «Зенит» СЫГРАЛ. И выиграл. Он еще не прошел в следующий раунд, конечно. По мнению автора, питерские 1:0 поднимают шансы нашего чемпиона процентов до пятидесяти, не выше. Но это уже паритет. И это уже победа. Выиграл «Зенит» в той системе координат, которая включала в себя главным пунктом всеобщие сомнения в физической готовности, в надежности обороны, непременно пропускающей голы хоть от «Малаги», хоть от Киева, в беглом взгляде на испанскую таблицу (не все же из тура в тур наблюдают «Вильярреал»).
Атлант держит ось
Чемпион играл в футбол, который старался демонстрировать и в прошлом году. Шарнирный треугольник в атаке (нынче он выглядел так: Аршавин — Погребняк — Файзулин). Преимущественное внимание к центральной зоне обороны соперника: не детализация подготовки «от оппонента», а право сильного: «мы будем играть так, как привыкли». Обратили внимание: первый корнер «Зенит» подал лишь на 34-й минуте? Потом сразу, в строку, еще три — но ни один из четырех «первотаймовых» угловых не были следствием «упирания в угловой флажок». Причинами служили выносы, рикошеты и прочая оборонительная полупаника. Как и в прошлом году.
Ким и Анюков могут пахать всю бровку. Они и пахали, но они очень редко бегут вперед без намерения сместиться в центр. Плохо это? Отчасти да. Потому что легких, широких крыльев «несущей конструкции» «Зенита» не хватает (опять ощущение, выросшее из прошлогоднего и означающее подход к игре по самой высокой мерке). Из-за этого очень большая нагрузка на центральную ось, на тот самый шарнирный треугольник впереди и особенно на Тимощука. У которого в схеме игры Адвоката роль атланта, не меньше.
Устали, но не сдулись
Экспериментальность центральной зоны защиты питерского клуба была известна заранее. То, что изобретательные малыши в желтых майках будут время от времени ввинчиваться в эту зону — тоже. Даже если бы Пеллегрини не детализировал игру будущего соперника, Нихат и компания сами бы разобрались. Вот и вышло, что первые два момента «выскочили» как раз у зенитовских ворот.
А как же? Совсем без моментов — так не бывает. Считаю нужным отметить, что, во-первых, те два момента середины первого тайма так двумя и остались до конца. А во-вторых, возможность заслать кого-то вперед длинным пасом «Зенит» сопернику всего два раза и предоставил. Поскольку сыграл компактно. Что является следствием хорошей функциональной подготовки. Вселенская усталость на лицах Аршавина и Файзулина в конце игры не привела ведь к тому, что они остановились. Устали — одно, не могут бороться — совсем другое. Да и назад «Зенит» сел в концовке не потому, что сдулся, а просто по счету.
Пока равны
Не стану отрицать, что забить Погребняку помогла несогласованность действий вратаря и защитника. Да еще газон «Петровского» (по крайней мере одна кочечка). Не стану отрицать, что если бы судья показал Анюкову вторую желтую, это было бы вполне по делу. Не стану отрицать, что забей «Вильярреал» первый момент, то возможно… Возможно. Однако ощущение от игры было целостное. Неожиданно целостное по зиме.
И еще оговорюсь: гарантии того, что в Испании все будет ровно так же, нет никакой. Говоря о том, что «Зенит» выглядел более классным, я имею в виду именно «выглядел», в данном конкретном матче, а не «является» в принципе. Как оно сложится в Испании — неизвестно. Зато известно, что у «Зенита» полно оснований ехать туда для разговора на равных. Как минимум.
Вопрос на вопросе
«Спартак» проиграл в Марселе с разницей, едва ли оставляющей хоть сколько-нибудь серьезные надежды на итоговый успех. С тем же счетом, с каким немногим ранее уступил киевскому «Динамо» в Израиле. В матче, по которому большинство болельщиков собирались выверять все свои по-спартаковски безразмерные предсезонные ожидания. 0:3. Без шансов.
Разговоры о том, что «если бы португалец поставил (а должен был!) пенальти на Павленко», лично для меня все равно останутся разговорами. Да, с точки зрения двухматчевого противоборства это повышало шансы. Однако если дистанцироваться от «достаточности» или «недостаточности» конкретного счета, то на «Велодроме» проиграли бы все равно. Очевидно, что находящийся в отличной форме «Марсель» так и планировал: не лететь вперед с первых минут, закусив удила, а потихоньку увеличивать скорость, дабы пик темповой игры пришелся на последние полчаса. Так опытные тренеры (а Геретс — тренер опытный) обычно и строят игру против команд, заведомо уступающих в «физике». А то, что «Спартак» не мог быть в «физике» «Марселю» ровней, было ясно заранее. Потому и ставил Черчесов на первые пятнадцать минут.
«А чего ж не подготовил на все 90?» — могут спросить. Или: «А если ставка на первую четверть часа такая большая была — что ж в «основе» не вышел тот, кто забьет с завязанными глазами и даже без момента?» Такие вопросы к Черчесову, что скрывать, есть. Тем более что играл «Спартак» буквально вслед за «Зенитом». И «Зенит» на подобные вопросы ответил.
Там русский дух
«Спартак» вопросы оставил. И много. Напрашивается ответ: либо Черчесов что-то упустил в первой своей предсезонке, либо перед ним дилемма «взять Марсель или умереть» все-таки не стояла. В любом случае тот, кто задает такие вопросы, как бы дает понять: он негативно оценивает работу Черчесова на данном этапе.
В том-то и дело. «Спартак» — команда куда более ВИЗУАЛЬНАЯ, чем «Зенит», гораздо чаще попадающая под глобальную оценочность, в гораздо большей степени пропитанная «русским духом». Я понимаю под этим склонность немедленно делать глобальные, без серединок-половинок, окончательные выводы, могущие уже после следующей игры повернуться на 180 градусов. Посему я воздержусь от глобальных оценок глобальных же перспектив Станислава Саламовича. Ограничусь двумя ремарками. Его стартовая в должности главного тренера предсезонка проходит со многими, пусть и невидимыми ежеминутно, вопросами. Да и к конкретному матчу «Спартак» не сумел прийти (читай, тренер не сумел подвести) в приличной физической форме. Всякого рода последующие «значит» пусть каждый выбирает сам себе. Я подожду.
А был ли Моцарт?
По ходу матча мне стало еще более понятно, почему Хиддинк отказался от выставочного матча на первом сборе. Понарошку — оно нам надо? А всерьез — вот так выйти может. Как с голландцами в прошлом году. Час простояли — и все… А шуму — по максимуму. Просто серединки-то с половинкой для нас не бывает. А «Спартак» даже более «по-русски» воспринимается на максимальном модуле эмоций, чем первая сборная. Да и проиграл он не товарищеский матч…
У «Спартака» не сработал ни один из флангов. Не снимали «верх» в центре обороны могучие Штранцль и Ковач. Неважно смотрелся Моцарт. Помните один момент, еще до первого гола? Ньянг чего-то там полотерил близ угла спартаковской штрафной. Потерял мяч, отобрал, потерял-отобрал. И с Паршивлюком боролся, и даже с Егор Ильичем… И после десятисекундной возни вдруг (?) царственно, откуда-то из-за ньянговой спины подползает Моцарт (а ему там с позавчера на смене стоять полагалось!) и нарушает правила…
Удивительно ли, что когда «Марсель» полотерить закончил, они и посыпались, голы-то?!
Не ругайте Сашу
Я, кстати, хочу обратить внимание, насколько точно и своевременно (то есть немного «на предсказ») были подмечены «дыры» в спартаковской игре комментатором матча, моим коллегой и другом Василием Уткиным. Считаю этот репортаж одной из самых больших Васиных удач за последнее время. Но в одном с ним все же позволю себе не согласиться. Опять же в свете необходимости понимания того, что любая оценка, данная в «0:3-матче», будет воспринята, самое малое, квадратично.
Я хочу заступиться за Сашу Павленко. Что оттирали его французы вчера от мяча — то правда. Но правда и то, что Тайво Быстрова сожрал — костей не выплюнул. Что Титов, хоть объемом работы превзошел Моцарта в разы, все равно проиграл три четверти единоборств. Предсказуемая еще до матча, но — правда. А разводить руками, взывая к арбитру, — это ведь не только вчера, правда? И не только к Павленко. Это весь прошлый сезон демонстрировали и Быстров, и Павлюченко, и, чуть ли не больше всех, сам Егор Ильич. При всех своих громадных заслугах. Павленко же пока не имеет «железной» позиции в «основе». Хотя по поводу самого факта его выхода в «одиннадцати» у Черчесова, мне кажется, вопросов нет.
Потому и хочу поддержать парня. Талантливого до крайности и могущего для «Спартака» еще много-много чего сделать. Хотя (тут с Василием соглашусь) в «Шиннике» он руками все же не разводил.
Ну, так Марсель — не Ярославль, в конце концов…