Футбол в Армении – объект для постоянных шуток. И так было во все времена – как советские, так и постсоветские.
С казать, что футбол в Армении популярен – значит не сказать ничего. В тонкостях игры здесь разбираются все. Футболисты – особо почитаемые люди. Вспоминается герой Фрунзика Мкртчяна из фильма «Мимино». Узнав, что дама сердца его друга – стюардесса, он говорит: «Тогда чего ты хочешь? Если женщина каждый день артистов видит, академиков видит!» И, чтобы добавить убедительности, заключает: «Иштояна видит!»
Впрочем, с футболом в Армении связано немало веселых историй и баек.
Не договорились
У армянских историков нет единого мнения по поводу того, когда в стране зародился футбол. Известно, что это произошло на рубеже XIX и XX веков, но в каком именно году? Англичане, например, считают днем рождения великой игры 26 октября 1863 года. У нас тоже недавно отпраздновали столетие российского футбола. А вот армяне, как здесь шутят, так и не смогли договориться, какую дату взять за точку отсчета.
Сначала это была просто забава, пришедшая из Европы с английскими, немецкими, французскими моряками, но вскоре почти у каждого учебного заведения страны появились собственные команды, начали проводиться чемпионаты. А уже в 1911-м команда «Армения» (можно сказать, сборная Армении) победила на турнире, организованном греческой федерацией футбола. Это была первая международная победа, к тому же документально зафиксированная, а значит, историкам нет нужды до хрипоты спорить друг с другом.
Непобедимые
Как и в России, в Армении много шуток связано со сборной по футболу. Например: «Сборная Армении забила в ворота сборной Германии пять мячей… пока сборная Германии не вышла из раздевалки». Или вот еще: «Сборная Армении привезла с чемпионата мира полный комплект золотых медалей… сборной Бразилии». Или еще: «Вчера состоялся футбольный матч между сборными Англии и Армении. На протяжении всего матча англичане вели со счетом 1:0. Но на последней минуте произошло чудо, армяне сравняли счет. И матч закончился со счетом 0:0».
Играем не на «Раздане»
Безусловно, футбольный Ереван ассоциируется у граждан бывшего Советского Союза со стадионом «Раздан», на котором проводил свои домашние матчи «Арарат». Красавец 70-тысячник был выстроен в рекордные сроки – всего лишь за восемь месяцев, что стало возможным благодаря уникальной для тех времен технологии сборных конструкций. Архитекторам удалось очень гармонично вписать в сложный горный рельеф огромную асимметричную чашу с краями, плавно возвышающимися к западу и спадающими к востоку.
«Раздан» был торжественно открыт 19 мая 1971 года и с тех пор пережил несколько реконструкций, в результате которых его вместимость уменьшилась до 55 тысяч зрителей. В середине 2000-х стадион стал частной собственностью местного бизнесмена Ашота Агабабяна.
Однако 26 марта сборные Армении и России сыграют не на «Раздане», а на республиканском стадионе имени Вазгена Саркисяна, бывшего премьер-министра Армении, погибшего в 1999-м. Эта арена вмещает чуть меньше 15 тысяч человек, но именно здесь национальная команда страны в последнее время принимает своих соперников. Интересно, что реконструкция стадиона, начатая в 1995-м, никак не могла завершиться из-за отсутствия финансирования. На помощь пришел УЕФА, выделивший армянской федерации футбола на эти цели более трех миллионов долларов. В 2000-м все запланированные работы были завершены, а в 2008-м стадион получил право принимать матчи национальных сборных.
Военные хитрости
Существует легенда, согласно которой соперникам «Арарата» постоянно приходилось играть на стадионе «Раздан» против ветра. Выходят на первый тайм – ветер в лицо. Выходят на второй – то же самое. Мистика, да и только. На самом деле богом ветра якобы был директор стадиона, оборудованного двумя большими входными воротами. Как только становилось ясно, на какой половине поля начнет встречу «Арарат», начальник отдавал распоряжение растворить нужные двери. В перерыве их закрывали и открывали противоположные.
По части военных хитростей армянские футболисты вообще большие мастера. Многим памятен эпизод, случившийся на «Раздане» осенью 1975-го. «Арарат» принимал «Вест Хэм», на табло значились нули, и этот счет вполне англичан устраивал. А потому их вратарь не торопился вводить мяч в игру. Стоял себе на линии штрафной, небрежно прижав мяч рукой к груди. Голкипер даже не заметил, как к нему подкрался Самвел Петросян и нагло боднул мяч головой. Тот поскакал по траве и оказался в сетке. Голландский арбитр Вейланд момента не видел, он обернулся только на рев болельщиков, успел заметить, как вратарь безуспешно гонится за снарядом, а игроки «Арарата» бегут поздравлять Петросяна, и, несмотря на шумные протесты гостей, взятие ворот засчитал. Хотя, по правилам, должен был назначить свободный удар.
У нас все есть
Левона Иштояна в родном Ленинакане буквально носили на руках. Когда форвард в 1973-м в финале Кубка СССР забил два мяча киевлянам и принес «Арарату» победу (Иштоян сравнял счет на 90-й минуте, а потом забил решающий мяч в дополнительное время), толпа болельщиков ринулась к зданию горкома партии. Народ требовал установить прижизненный памятник великому бомбардиру на центральной площади. Партийные боссы, дабы утихомирить страсти, объявили, что немедленно займутся этим, но своего обещания не сдержали.
С Иштояном связывают еще одну байку. После золотого дубля 1973-го «Арарат» пригласили в Ливан, где проживала внушительная армянская диаспора. Разумеется, перед этой поездкой игроков долго обрабатывали в соответствующих органах.
– Левон, ты не смотри, что они армяне, – предупреждали Иштояна. – В первую очередь они капиталисты, агенты ЦРУ. У каждого в воротнике пиджака – маленький магнитофон, они все записывают…
И вот на торжественном банкете, устроенном в честь победителей, один из радушных хозяев отвел форварда в сторону.
– Левон, я хочу сделать тебе подарок. Вот тебе чек, впиши любую сумму до миллиона долларов. Или, может, ты «мерседес» хочешь?
Иштоян схватил доброжелателя за грудки, подтянул к себе и прокричал в воротник пиджака, как в микрофон:
– У нас в Советском Союзе все есть! Мы, советские спортсмены, ни в чем не нуждаемся!
Вот уже много лет Левон Иштоян живет в Лос-Анджелесе.
Дайте мне точку опоры!
Армянских футболистов всегда отличало высокое индивидуальное мастерство. Но при этом они старались не забывать о том, что футбол – коллективная игра. Как-то во время матча Ованес Заназанян красивым ударом упаковал мяч в дальнюю от вратаря «девятку». Однако вместо привычных в таких случаях поздравлений зрители увидели, как игроки «Арарата» чуть ли не сцепились друг с другом. Никто не мог понять, что происходит. По одной из версий на поле в это время происходил следующий диалог:
– Почему ты мне не отдал, я стоял один перед воротами! – возмущался Аркадий Андреасян.
– Но я же забил, – оправдывался Заназанян.
– А если бы не попал?! – не унимался партнер, которого поддержали и другие игроки.
– Что вы мне тут все говорите! Как это не попал! Это же моя точка!
Отблагодарили
Футболистам «Арарата» после исторического триумфа на чемпионате СССР в 1973-м преподносили различные дары. Кому-то – машину, кому-то – золотые часы. А вот Сергея Бондаренко в знак признания заслуг назначили директором автозаправки.
Вы не армяне!
И все же одним из главных своих достоинств футболисты «Арарата» считали бойцовский характер, уверенность в себе. Это качество ветераны всегда старались передать молодому поколению игроков. Однажды ереванцы играли во Львове с «Карпатами» и из-за травм лидеров выставили молодежный состав. Из опытных футболистов на поле вышел только Александр Коваленко.
Его родители, строители по специальности, приехали в Армению по распределению, да так здесь и остались. Коваленко имел в команде большой авторитет. Именно он в 1971-м забил первый гол «Арарата» на новеньком стадионе «Раздан». Говорят, Никита Павлович Симонян разрешал курить только Александру, а курильщиком тот был страстным.
Так вот, во Львове хозяева как-то сразу начали играть грубо, нанесли травму одному, другому. Коваленко на правах капитана пытался обратить на это внимание судьи, но тот не отреагировал. Тогда центральный защитник «Арарата» стал платить львовянам той же монетой. Закончилось все потасовкой. Молодые партнеры с раскрытыми ртами наблюдали, как их капитан машет кулаками в окружении четырех противников. Разумеется, его удалили. Уходя с поля, Коваленко повернулся к молодым ереванцам и на чистом армянском бросил им упрек: «Вы не армяне!»
Жаль, этот яркий футболист не дожил до наших дней, он скончался в 2002-м, в 59-летнем возрасте.
Сам напросился
Летом 2010-го в интервью France Football знаменитый в прошлом полузащитник сборной Франции Юрий Джоркаефф объявил о желании возглавить национальную команду Армении. Джоркаефф, армянин по матери, всегда подчеркивал свое происхождение и привязанность к армянской истории и культуре. Выступая за «Монако», он в матче группового этапа Лиги чемпионов – 1993/94 забил мяч в ворота «Галатасарая», после чего объявил, что это его первый ответ на геноцид армянского народа. Джоркаефф на протяжении всей своей карьеры являлся поборником международного признания геноцида армян.
В августе 1998 года официальная Анкара заявила о неприемлемости его визита в Турцию в составе сборной мира на матч, посвященный 75-летию образования Турецкой Республики. Впрочем, Джоркаефф сам заявил о своем нежелании ехать в Стамбул. Аналогичная ситуация произошла в 2000 году, когда футболист отказался от участия в товарищеском матче между сборными Турции и Франции.
Джоркаефф – почетный гражданин Армении, так что, как знать, может быть, вскоре ему действительно доверят руководство национальной командой страны.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №10 (23-29 марта 2011 г.)
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.