Сергей Петренко ушел в отставку как-то буднично, хотя произошло это в выходной, ранним воскресным утром. «Торпедо» снова проиграло, тренер «лужниковцев» никак не обмолвился о готовящемся шаге, быстро отстрелялся на пресс-конференции и уехал домой. Что произошло потом в субботний вечер, было ли это решение самого Сергея Анатольевича, или его к нему подтолкнул хозяин клуба Владимир Алешин – как это, говорят, было в случае с Виталием Шевченко – неведомо.
Причин для ухода было много
Может быть, Петренко еще расскажет о том, что побудило его пойти на разрыв с командой, которой он посвятил почти всю свою спортивную жизнь. А может, и нет – он ведь человек замкнутый, и многие его поступки выглядели совершенно немотивированными, внезапными, импульсивными, хотя многое наталкивает на то, что тренер вел постоянный диалог с самим собой, не давая мыслям и эмоциям выйти наружу. Да и не так важно сейчас, из-за чего именно Петренко оставил «Торпедо», причин для этого у него было множество. Неудачная во всех отношениях селекция, когда уходящим лидерам, стержневым игрокам не находилось адекватной замены. Отсутствие нормального общения с подопечными. Отсутствие турнирных задач, если не считать таковой ту, что встала сейчас, – не вылететь. Да и опять же, по слухам – подобная информация у нас абсолютно закрыта, – зар-плата Петренко была меньше, чем у любого из его коллег по премьер-лиге. Плюс периодические ошибки судей, порой случавшиеся сериями в матчах черно-белых. Ошибки, за которые никогда никого по-настоящему не наказали. Ошибки, после которых торпедовский штаб иногда начинал видеть то, чего не было, сваливая вину за поражение на арбитров, игроков, не выполнивших установку, на невезение, но только не на свою работу, тоже вызывавшую вопросы.
Полку безработных прибыло
Словом, человек, попавший в такую ситуацию, не мог не устать. У каждой усталости есть свой порог. Видимо, Петренко дошел до него именно сейчас. Это ведь показатель, между прочим, – то, как уходили в нынешнем сезоне тренеры, заработавшие себе имя в нашей премьер-лиге. Семин, Долматов, теперь Петренко. Уходили, устав от бессилия, от невозможности работать спокойно. К Долматову вопросов меньше всего: сколько бы ни шумел губернатор Лисицын по поводу заговора против «Шинника», не может команда, кардинально обновляющаяся дважды за год, держаться на плаву. К Семину вопросы имеются, но ответы Юрия Палыча абсолютно понятны, логичны. А вот «Торпедо» с каждым новым чемпионатом все дальше отходит от логики. Взять Пехну, избавившись от Панова. Сослать в запас Степанова ради Скошибушича. Убрать из состава Кормильцева – просто так, потому что уже не очень быстр и молод. Это ведь все чисто тренерские вопросы, пусть и привозили Петренко игроков, чье появление было бы вряд ли возможно в другом отечественном клубе из числа топ-16.
Интересно, как долго Сергей Анатольевич будет без работы? Проработать несколько лет в премьер-лиге – вовсе не значит гарантировать себе интересную должность. Интересно, сможет ли он прижиться, да и выжить в другой команде, – он, сросшийся с «Торпедо», так непохожим на любой другой наш клуб. Торпедовцы ведь с трудом находят себя, покидая родное общество. Так было в советское время, наблюдается это и сейчас. А Петренко, подав в отставку, как ни странно, выиграл. Потому что «Торпедо» в оставшихся десяти матчах предстоит биться за выживание. И перспективы у команды пока не самые радужные. Но если и суждено кому-то стать первым в истории футбола тренером, при котором москвичи вылетят из элитного дивизиона, да еще и в год, когда с помпой отмечался полувековой юбилей «Лужников», то им будет не Петренко. Сергей Анатольевич виноват, что клуб стоит на вылет. Однако вешать всех собак на него – нечестно и неверно.