В последнее время именно «Крылья Советов» были одними из главных ньюсмейкеров российского футбола. Самое неприятное для волжан — их грядущий старт в Лиге Европы имел к этому в лучшем случае косвенное отношение, а порой и не имел вовсе.
Катализатором, как это чаще всего и бывает, послужили результаты. Уверенно проведшая первую часть сезона до летней паузы команда после возвращения со сбора откровенно повалилась — три поражения в четырех матчах. С учетом домашней ничьей с «Москвой» 30 мая безвыигрышная серия самарцев вовсе достигла пяти матчей. Как результат — со второй строчки в таблице подопечные Леонида Слуцкого скатились на седьмое.
Если кто-то кое-где у нас порой
Дальше все получилось вполне по О’Генри: что-то испортилось в машине, которая отмеряет неудачи, и она завертелась так, как не вертелась никогда в жизни. О пресловутом матче в Грозном сказано и написано много, так что перечислять еще все точки зрения и аргументы не имеет смысла. Сейчас важен факт: был матч, вокруг него был скандал. В отличие от почвы, наличие самого скандала — факт неоспоримый. Иначе к чему было бы руководству самарцев ограничивать общение футболистов с прессой?
Не заставил себя ждать и первый нарушитель, которым оказался Иржи Ярошик. Сама ситуация не стоила бы и выеденного яйца, кабы руководство клуба не решило вдруг сделать из нее чуть ли не пиар-акцию — на главной странице сайта появилось сообщение в стиле «если кто-то кое-где у нас порой».
Вскоре пришла весть о том, что клуб покинул корейский защитник О Бом Сок. Которая на общем неспокойном фоне мгновенно обросла скандальными подробностями: мол, футболист устал ждать от своего нынешнего клуба зарплаты и решил пожаловаться в ФИФА. Впрочем, вскоре подоспело и опровержение. Генеральный директор «Крыльев» Юрий Макеев поведал о расторжении контракта с футболистом, его агент заявил, что никаких жалоб со стороны его клиента не было, а сам клиент тем временем «всплыл» в корейском «Ульсане».
И части перечисленного было бы довольно, чтобы сделать вывод: похоже, не так все ладно в клубе, который еще полгода назад причисляли к твердо стоящим на ногах. В конце концов, одну из главных нефутбольных проблем клуба обозначил тот же Ярошик в том самом «подзапретном» интервью — долги по зарплате и премиальным. Вопрос напрашивается сам собой: так ли все хорошо у патронов волжского клуба с деньгами?
Транш застрял в лабиринтах?
Здесь далеко не лишним будет пояснить, что представляет собой владелец самарского клуба — корпорация «Ростехнологии». Крупнейшая из российских госкорпораций включает в себя более 400 предприятий самых разных отраслей — от представителей оборонно-промышленного комплекса до абсолютно непрофильных активов. Большинство из них не просто убыточные, а еще и с большой кредиторской задолженностью: по некоторым данным, в сумме до 650 миллиардов рублей. На этом фоне бюджет футбольного клуба премьер-лиги выглядит каплей в море. А гарантом того, что от волжан «Ростехнологии» не откажутся, пока вроде бы выступает губернатор Самарской области Владимир Артяков — ранее генеральный директор «Рособоронэкспорта», с которого упомянутая выше госкорпорация некогда, по сути, и начиналась. Однако поручиться, что так будет всегда на протяжении всего губернаторства Артякова, едва ли кто готов.
Не стоит забывать также, что такая махина, как «Ростехнологии», по определению структура трудно поворотливая. Во всяком случае в том, что касается тех или иных оперативных затрат, требуемых для нормального функционирования футбольного клуба. Упрощенно это можно выразить так: премиальные задержали не потому, что нет денег, а потому, что транш застрял в лабиринтах многочисленных согласований — резолюций — утрясок. Не в этом ли, собственно, и состоит причина недавних задержек выплат в «Крыльях», немало взбаламутивших не только сам волжский клуб, но и — главным образом благодаря тому самому интервью Иржи Ярошика — всю футбольную общественность? Кстати, те самые пресловутые долги по зарплатам и премиальным игрокам волжан вроде бы уже практически погашены.
С другой стороны, здоровой и даже выздоравливающей ситуацию и впрямь не назовешь. Хотя это сейчас можно в той или иной степени отнести к большей части клубов премьер-лиги. В случае с «Ростехнологиями» самарский клуб вполне может оказаться в роли пострадавшего даже не от самой рубки леса, а от разлетающихся щепок. Банкротство этой махине едва ли грозит. А вот пойти на сокращение каких-либо непрофильных активов кризис наверняка заставит. Тем более что «Крылья» в данном случае — никакой не актив, а самая настоящая «нагрузка».
Еще раз повторюсь, едва ли все перечисленные в начале заметки факты имели бы сколько-нибудь значительный резонанс, продолжай «Крылья» исправно набирать очки. Хотя вопрос — причина последние неудачи волжан непосредственно на поле или все-таки следствие — по большому счету в повестки дня еще не снят.