• Мы знаем, что такое война

    Акция

    06.05.10 03:48

    Мы знаем, что такое война - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Вчера в Москве делегация РФС, в которую вошли ветераны и юные футболисты, возложила венки и цветы к Мемориалу победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе.

    Венок у стелы

    В мероприятии приняли участие легендарные советские футболисты — Никита Симонян, Валентин Иванов, Алексей Парамонов, Анатолий Ильин, Анзор Кавазашвили, Виктор Царев, Виктор Понедельник, Владимир Маслаченко и другие прославленные игроки. Молодое футбольное поколение было представлено женской юниорской сборной России, а также воспитанниками «Спартака» и «Динамо».

    Автобус доставил ветеранов практически к стеле — оставалось только подойти к мемориалу. Построение для торжественного шествия заняло буквально пару минут. Молодежь попросили возглавить колонну, но идти медленно, чтобы заслуженные ветераны смогли поспеть за ними, и церемония возложения началась. Воспитанники «Спартака» несли впереди большой венок из цветов. Он и был установлен прямо у основания стелы. Туда же присутствовавшие клали гвоздики. Затем сфотографировались на память. После этого легенды отечественного футбола поделились своими воспоминаниями о тех суровых днях.

    Сто тысяч зрителей

    Владимир Маслаченко, как и всегда, оказался одним из самых интересных рассказчиков.

    — Что вы помните о послевоенном футболе, чем отличался футбол той эпохи от нынешнего? — спросили журналисты Владимира Никитовича.
    — Я чувствую себя настоящим ветераном, потому что моя детская память не дает забыть то, что я видел на Северном Кавказе, где я оказался со своей семьей. Немцы тогда рвались к Майкопу и азербайджанской нефти, отцу приказано было перейти через перевал в Грузию, он тогда был ветеринарным врачом. И война нас там застала окончательно: постоянно шли бои с переменным успехом, и так продолжалось целыми неделями. Там я пошел в школу, но первые шаги в футболе сделал в Кривом Роге — уже после того как этот славный город был освобожден (23 февраля. — «Спорт»). С того времени и началась моя футбольная биография. Должен сказать, что я много поездил, поиграл и застал четыре поколения футболистов, поэтому как очевидец могу сказать, что послевоенный футбол — своеобразное явление. Люди не представляли себе ситуации, что футбола как такового нет. Он был везде: во дворах, на улицах, на перекрестках, в полях… Интерес к нему был неописуем. И запомните, что большие стадионы в первую очередь построены для футбола. Варясь в собственном соку, наш отечественный футбол начиная с того времени и получил такое признание во всем мире. Слава Богу, мы и в новейшее время что-то выиграли. Но тогда все победы были завоеваны — потому что люди беззаветно служили игре номер один.

    — Возлагая цветы и венки, что в первую очередь вспоминали с ветеранами?
    — Нам есть что вспомнить, тем более о том, как мы раньше играли. Сегодня мало кто может по­хвастаться, что провел не одну-две, а полтора десятка игр при ста тысячах зрителей. Также вспоминали какие-то игровые эпизоды, но было и о чем помолчать. Мы отдали дань памяти тем, кто отстоял нашу родину, среди них были и футболисты. И не надо забывать о том, что наши играли в футбол в Ленинграде, назло немцам.

    Эти люди защитили страну

    Свой комментарий в тему дал и президент РФС Сергей Фурсенко:

    — Я думаю, в России нет ни одной семьи, родственники которой не участвовали бы в Великой Отече­ственной войне. Мои бабушка и дед находились в блокадном Ленинграде, поэтому они испытали все ужасы войны. Почтение к нашим ветеранам никуда не уходит со временем. Как и к ветеранам футбола. Это те люди, которые дали нам жизнь, защитили страну, развивали ее, а сейчас передали бразды правления нам. И мы должны продолжить их дело.

    Первому вице-президенту РФС Никите Симоняну тоже было что рассказать:

    — В то время, когда я жил в Сухуми, нас было пятеро в нашем дворе. Из всей этой компании четверо ушли на фронт, все погибли. Мой двоюродный брат был штурманом бомбардировщика, прошел всю войну и остался жив. Двоюродная сестра была партийным работником, секретарем партийной организации завода «Красный треугольник» в Ленинграде. Она пережила блокаду. Поэтому мы знаем, что такое война.

    Москва


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»